Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
июля 18th, 2018, 3:22am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Рим и квест по Аппиевой дороге. »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок путешественника
(Модераторы: Mim, Liberis, murysia)
   Рим и квест по Аппиевой дороге.
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Рим и квест по Аппиевой дороге.  (Прочитано 4016 раз)
Morwen

*



Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль

Сообщений: 14
Рим и квест по Аппиевой дороге.
« В: марта 30th, 2006, 2:07am »
Цитировать Цитировать Править Править

РИМ
 
На рассвете за окном поезда вдруг исчезла стена холмов, к которой дорога до того лепилась постоянно, и распахнулась довольно широкая равнина, плавно снижающаяся к реке. А с гор вдали сбежала светлая лента на арочках и потянулась ровно-ровно, только прерываясь в паре мест… приблизилась, выросла, взметнулась вверх и непринужденно перешагнула железную дорогу пролетом огромной, гармоничной, несмотря на выщербленность, арки - и утонула в городе, который как раз подкрался с другой стороны… в обычном современном городе, с бетонными стенами и замусоренными задворками, которыми он повернулся к поездам.
 
Я обнаружила, что не хочу последовательно и много писать про Рим.
Про него сказано уже столько, что любое описание будет повторением.  
Только все же очень странно – после отдельных, жемчужно-знаменитых римских монументов в Трире, крепости в горах, зданий и театров Сицилии… Так странно было оказаться в городе, где все это буквально слоится у тебя под ногами, и выпирает отовсюду. Ходить по ожившей истории. В первое время я сомневалась даже, вижу все на самом деле – или смотрю очередную передачу…
Город-табакерка, город-головоломка. Смотреть на здание и угадывать, какая его часть – каких эпох. Вот это здание на Капитолии перестраивали многократно – из римского Табулярия – в средневековую крепость с четырьмя башнями по углам, потом – в палаццо с фасадом работы Микеланджело, а потом надстроили заднюю стену при Муссолини…
И так сплошь и рядом. Сколько зданий стоит на римских фундаментах? Да пожалуй – все в пределах старого города… И много где эти самые фундаменты приоткрыты для обозрения, расчищены и продемонстрированы..
Бронзовые двери, которым две тысячи лет. Такое странное ощущение – до них дотрагиваться… Сколько ладоней до моей их гладили в удивлении? Бронзу во все времена обдирали и переплавляли первой – а двери Пантеона выжили. И двери маленького храма на Форуме – должно быть, упали, и их затянуло мусором и травой…
Форум – низина между трех холмов. Когда Рим пришел в упадок, дренажная система, некогда осушившая эту болотистую низинку, засорилась, все заплыло сыростью и травой, затянуло упавшие обломки и этим их спасло…  
Больше тысячи лет здесь была окраина Рима Средневекового, лужайка, на которой пасли коз среди устрашающих скелетов древних дворцов и базилик. А на краю бывшего центра до начала 19 века простояла печь для пережига мрамора. На строительную известь.
Почти полторы тысячи лет. Тонны строительной извести из старой красоты…
 
Вытянутая площадь Навона на месте римского конного цирка. Не того Большого цирка, что за Палатином, который свободен и сохранился отчасти и теперь – другого, поменьше. Старая площадь в точности повторяет его очертания: на массивных основаниях трибун удобно было возводить многоэтажные богатые дома. А еще в этот цирк римляне провели воду от акведука, и многие столетия жители домов ходили к фонтану за водой. И конечно, эти фундаменты – светлые, каменные, мощные – кое-где приоткрыты для обозрения: еще один набор домов-шкатулок со слоеной многовековой начинкой…  
Тесные улицы-щели между пяти-семиэтажных домов, и вдруг в эту щель вламывается Нечто из другой эпохи – монументальное, могучее, всеми своими формами кричащее, что оно должно стоять свободно и открыто, не прилепляя к себе чьих-то семейных гнезд..
 
А старые дома в центре и заселены-то не всегда. Вот эти пятиэтажки, которым свободно может быть лет по двести-триста, по вечерам погружаются в темноту – только первые этажи светятся лавочками-ресторанами-магазинами. Свернуть на боковую улицу – там тишина, теснота, сумерки, неосвещенные дворики…
Напоминает, кстати, Питер. Местами.  
 
Площадь Цветов с памятником Джордано Бруно, куда мы забрели в сумерках. А здесь уличные артисты давали представление. Настоящие уличные артисты. Потому что когда я вижу грустных ряженых, стоящих на улицах или бродящих в людных местах – сфотографироваться, полюбоваться, бросить монетку… становится так грустно и неловко, что хочется от них удрать. Ты вот приехал, бродишь тут, фигней страдаешь, а людям есть нечего… Так вот, ничего подобного не было. А были мастера, которые вытворяли невесть что со своими факелами на цепях, и при этом плясали так, что едва не искры пятками из мостовой высекали! И собственные ноги притопывают в такт, а монетки из карманов потом выскакивают сами – потому что энергия пошла волной, и хочется сразу отблагодарить людей, способных подарить такое радостное зрелище.  
 
Тибр. Первая мысль – какой он маленький!!! Кто знает реку Вазузу – вот такой же, только, вроде бы, поглубже, раз по нему могли ходить хотя бы лодки. Или был поглубже… Все берега давно уже забраны в камень, а судя по размерам античных мостов – и исходно были довольно высокими… Вдоль самой воды тянутся дорожки – проезд, пристань – но они пустынны и местами замусорены, и там наблюдаются только местные собачники.
 
Выруливаем на один из мостов с видом на застроенный остров Тиберина, а рядом с ним, под небольшим углом, тянется мост античный, заброшенный – но такой массивный, красивый и крепкий, с уцелевшей белой облицовкой, с многолетней вымосткой – сразу хочется по нему пройтись… Только один обрушенный пролет мешает.
 
А самым радостным запомнился замок Сант-Анджело – бывший мавзолей очередного императора, Адриана, на окраине античного Рима. Изначально это было приподнятое квадратное основание, на котором возвышалось круглое белое здание с мраморной колоннадой по окружности. И стоял мавзолей на самом берегу Тибра. Разумеется, в смутные времена мимо такого сокровища пройти было невозможно. По периметру основания возвели кирпичную стену, по углам – башни, центральное здание надстроили на этаж. В процессе строительства, а может позже, куда-то подевалась вся мраморная облицовка, но крепость получилась внушительная и притом удивительно соразмерная и гармоничная…
Особенно на фоне синего неба ранним вечером.
Сант-Анджело – потому что во время одной из эпидемий чумы в Риме над замком привиделся ангел, обещавший остановить болезнь. Эпидемия пошла на убыль, а замок сменил имя, и на крышу его установили крылатую скульптуру.  
На перилах моста, который начинается почти от ворот замка – две процессии крылатых фигур в летящих одеждах. Невесомые совершенно… Ангелы «школы Бернини». Бело-жемчужные на синем небе.
Белое, жемчужное, приглушенно-кирпичное, синее… гармонично-легкое и массивно-древнее. В единстве.
 
В Пантеон мы заходили дважды. Он – один из самых хорошо сохранившихся храмов и античных зданий вообще – потому что был едва ли не первым официальным христианским храмом Рима. Это охранило его впоследствии от очень многого – хотя античные бронзовые рельефы с него в средние века все-таки сняли. Но даже без мраморной облицовки и рельефов он – почти нетронутый, и этим восхитителен. Даже мраморное убранство внутри – античное в основном, не считая отдельных чиненых участков, и убранных еще полторы тысячи лет назад статуй богов.
А в отверстие удивительного купола Пантеона на древний мраморный пол две тысячи лет льет дождь. Дождь – вниз, звуки и курения – вверх. Вот так он и стоит. Поражая мрачно-массивным портиком с его переплетением огромных каменных блоков – и светлым легким пространством внутри.
Кадры прогулок мелькают в памяти…
Вот еще один огромный берниниевский фонтан с тритонами, хвостатыми конями и бородатыми хозяевами глубин, возле которого с утра клубится народ, щедро засоряя его монетами. А вблизи него – кадр сменяется – лавочка украшений из мурринского стекла. Меня остановила галерея стеклянных фигурок евреев, таких консервативных, смешных и деловитых со свитками, книгами и семисвечниками…  
Колизей с неизменно-длинной очередью, куда мы так и не зашли. Вместо этого обошли по периметру, и было это долго.
Полуанонимные дворцы Палатинского холма под хмурым небом – на наших глазах его внезапно затянуло тучами…
 
Как раз после Палатина меня повлек давно задуманный квест. Квест назывался «Пройти по Аппиевой дороге» и зародился после пролистывания путеводителя, гласящего, что старая Аппиева дорога в значительной части идет среди зеленых холмов и живописных развалин – а также под влиянием смутных воспоминаний о прочитанных книгах… И, кажется, еще строчки из Лоркиной песни…
Словом, небо укрыли тучи, начал капать дождь, а мы рванули пешком от Палатина и Колизея на Аппиеву дорогу.  
Квесторы.
Для начала пришлось обогнуть Палатин слева. С него здесь спускаются сильно заросшие (то есть, и не расчищенные пока) развалины дворцов, в том числе – один из немногих уцелевших фрагментов дворца императора Нерона, где-то внутри которого даже сохранилась отделка некоторых помещений – росписи, конечно, а не золото. Дворец был совершенно сумасшедший даже для своего времени и прожил недолго – был разобран следующими императорами для своих нужд.  
Все средневековье Палатин и римские форумы с дворцами простояли заброшенные, ободранные еще при варварских нашествиях, ветшающие и страшные. Средневековый Рим отодвинулся от этих жутких скелетов прежнего величия и прижался к реке, а его жители старательно пугали друг друга рассказами о нечисти и ходячих мертвецах в этих развалинах. И первыми, кто стал туда проникать – такими сталкерами средневековья! – стали художники.  
Этот неуемный народ в то время, которое потом назовут Ренессансом, стал разыскивать и изучать античные скульптуры и архитектуру в поисках идей для новых произведений среди «хорошо забытого старого». Немало их находок теперь украшает римские музеи и залы Ватикана.
И, конечно же, к императорским дворцам подходил акведук, и не один. Но почему-то именно возле Палатина они оказались в очень плачевном состоянии…
Дальше справа открылись огромные Термы Каракаллы, и удержаться от их осмотра – хотя бы снаружи – было никак нельзя.
Однако, это испытание для нервов - особенно для нервов любителя полазать по крепостям.. Потому что термы, непринужденно перекрывающие по размеру немалую часть городских крепостей у тебя на родине… да еще и обнесенные стеной сверх того, что их наружные стены сами подобны крепостным… Их стены сохранились почти в полную высоту – только мрамора, как водится, не осталось. Городок в городе, с подпольным лабиринтом, со многими отделениями – для простого народа, для богатых, для знати…
А мимо терм утекает в обе стороны широченный современный проспект, усаженный чудесными соснами - тонкими, легкими, держащими на протянутых к серому небу ветвях плоские шапки зелени.
 
Нам нужно на старую улочку, ведущую к воротам святого Себастьяна, они же – римские Аппиевы ворота. Старая улочка по-римски – это ущелье между двух старых стен, правда, изрядно затянутых вьюнком, а из-за стен выглядывают сплошные деревья, но все-таки ущелье. Под ногами – влажная от мороси брусчатка, в которой по краям попадаются вкрапления брусчатки старинной – мощной, неровной, с крупными камнями.
Ущелье вывело к воротам – нет, к паре ворот. Внутренние чуть по-другому ориентированы, видно, старая стена, еще заметная слева, проходила под несколько другим углом. Их сохранили для большей надежности после постройки новых стены и ворот. И светлая облицовка их сохранилась. Какие же сахарно-белые они когда-то были…
А на мраморе основных ворот, прямо в арке, процарапано изображение святого Георгия, убивающего дракона. Когда, кем? Даты нет, рядом высечена надпись старинным шрифтом…  
Прямоугольные, кряжистые ворота усилены полукруглыми поздними надстройками с зубчатым верхом. Стена уходит вдаль – сохранилась хорошо, и отреставрирована, должно быть, недавно… Вдоль нее идет асфальтированная дорога, а от ворот ныряет в почти такое же ущелье, из которого мы вышли, искомая Старая Аппиева дорога. Виа Аппиа антика.
Вдоль дороги – такие же две стены, увитые плющом, старые, сложенные в нижней части еще из обломков – в том числе, обломков мрамора местами. В стены вклиниваются иногда фасады старых домов с облупившейся штукатуркой, решетками на окнах и черепичными крышами, сквозь которые прорастает трава. Неожиданно серо. Ненадолго выглядывает солнце и снова прячется.  
Дорога, по которой ходят и ездят две с половиной тысячи лет – непрерывно.
На небольшой развилке стоит маленькая церковь святого Петра… на том месте, на том камне, где ему было видение, и откуда Петр повернул обратно в Рим. Мы не удержались и заглянули туда. Мне вспомнился виденный накануне собор святого Петра – тот, главный, огромный. Не храм – музей, набитый редкостями, красотами, статуями, надгробиями – и туристами. Гул и топот там не прекращается…  
Здесь стояла тишина. Деревянные сиденья и оштукатуренные стены. И две фрески по обе стороны от распятия… Тишина была грустная, задумчивая и живая. Внутри этих стен уже не важно, сомневаетесь ли вы, что был на самом деле человек по имени Петр, который на этом месте развернулся и пошел обратно – умирать вместе со своими подопечными. Сюда приходило очень много людей, которые в него верили – и это чувствуется. В маленькой церкви равнодушия не было.
Снаружи продолжалась морось, и начали сгущаться сумерки. Ущелье дороги никак не желало заканчиваться и превращаться в обещанные «зеленые пространства». Мы дошли до каких-то ворот, выяснили, что это еще только проход к катакомбам Святого Себастьяна. Честно говоря, тот факт, что «катакомбы» оказались дверью в стене ущелья, меня откровенно раздосадовал, а дверь еще и заперта оказалась, что прямо-таки обидело. А карта издевательски поведала, что до «пространств» еще идти и идти. До полных сумерек, по-видимому…
И мы повернули обратно.
Славка был огорчен, и этого не скрывал. Аппиева дорога его разочаровала – настолько же, насколько порадовала до того сама идея по ней пройти. А я - я думала в основном о том, что иду по дороге, которой две с половиной тысячи лет. Что под этой брусчаткой скрыты камни, по которым топтались сапоги средневековых наемников и сандалии римских легионеров. Шлепали босые ноги, стучали колеса повозок, шаркали ботинки и кроссовки… проезжали автомобили… Автомобили действительно проезжали время от времени. Кроссовками мы шуршали сами. У меня было странное ощущение – словно идет целая толпа народа, растянутая во времени, и мы среди нее…
 
В какой-то момент мы остановились на развилке, и я произнесла сумбурный монолог на эту тему – да, конечно, ну не такая оказалась Аппиева дорога, как мы ожидали… но ведь это же она! Та самая дорога, которой столько лет, и столько людей здесь прошли… и как здорово по ней идти, и как ощущается весь ее возраст, и как мне представляются эти толпы древнего народа… и когорты марширующих легионеров… и настроение такое, что если сейчас когорта легионеров по этой дороге пойдет – я совершенно не удивлюсь.
 
Еще несколько сумбурных фраз в том же духе – и меня прервал гулкий ритмичный стук.
 
Звук приближался и приближался, зарождая смутные подозрения… а затем из боковой улочки вывернул отряд легионеров. С копьями в руках. С прямоугольными деревянными щитами. Со штандартом. С барабанщиком, размеренно бухавшим в свой инструмент.  
На ногах мы удержались, только цепляясь друг за друга….  
Как говорится, никто вас за язык не тянул.
 
Они шли в сумерках, размеренно, слегка побрякивая своим вооружением, вдоль старой каменной стены, мимо стоящих у развилки автомобилей.
На какой-то момент они были настоящими.
 
Потом показался шлепавший по брусчатке сенатор в тоге, пара дам в длинных одеждах и с высокими прическами, и двое слуг в кожаной одежде, тащивших тележку с запасным снаряжением. Оттуда выглядывали рукоятки деревянных мечей.
Почему-то прояснение природы легионеров как реконструкторской нас совершенно не огорчило. Это оказалось великолепным поводом расхохотаться еще раз и воскликнуть «наши есть везде!» - хоть мы и не принадлежим к реконструкторам.
Пристроившись в хвост колонне, мы вместе с ними промаршировали часть обратного пути. В нескольких шагах впереди нас на камнях подпрыгивала увлекаемая носителями кожаных туник тележка, аккуратно выточенные деревянные рукоятки мечей – несколько уплощенные, словно вырезанные из доски – слегка побрякивали.
Проезжающие машины ошеломленно притормаживали при виде колонны. Обычно при этом наружу высовывалась рука с фотоаппаратом, так что путь легионеров по Аппиевой дороге был, можно сказать, усыпан отблесками… вспышек.
Затем они свернули. Туда, куда повелел указатель. Вывеска при нем гласила: «Школа гладиаторов Рима».
Тут мы не выдержали, догнали отставших от общей колонны дам с сенатором, и выяснили у них, что же за чудо нам повстречалось. Это и впрямь оказалась группа реконструкторов, устраивающих театрализованные бои и гладиаторские сражения, и с этими представлениями они разъезжают по разным городам и даже по разным странам. А там у них тренировочная площадка клуба…
Аппиева дорога расщедрилась – да здравствует Аппиева дорога!!!
В превосходном настроении мы вернулись к воротам Себастьяна, и двинулись продолжить поход – вдоль стен на сей раз, поглядеть, сколь же велик этот сохранившийся участок так называемой Стены Марка Аврелия. Она тянулась довольно далеко, и где-то впереди карта обещала станцию метро.
В сумерках стены казались еще выше и грознее, а на небо наползала грозовая туча. Мы пересекли еще широкий проспект, усаженный соснами, для которого стену прорезали двумя мощными арками. Гроза все подползала, а настроение только повышалось – была уверенность, что все отлично и городу мы понравились, а он понравился нам.
Нас вывело к станции метро в тот самый момент, когда хлынул ливень.  
Я думаю, ливень тоже был нужен – именно в таком количестве. Чтобы промчаться спринтерским рывком последние сто метров под дождем и влететь под крышу с радостным воплем. После такого особенно здорово смотреть на грозу из укрытия.
И чтобы потом в смешном полуоткрытом римском метро – нас обрызгал приближающийся поезд…
 
Погода переменилась прочно, и картинки последнего римского для нас окрашены в серые тона и прикрыты низким потолком туч. Влажная пелена над городом, над широченным проспектом Императорских Форумов, который пролег через эти самые форумы широченной полосой… Парадоксальным образом это многократно обруганное деяние Муссолини – проспект через исторический центр, ради чего снесли несколько старых жилых кварталов – сделало на порядки доступнее для раскопок и изучения античные памятники. Согласитесь – куда как легче перекрыть движение, вскрыть дорожное полотно, а потом перекрыть все бетонными плитами и заделать обратно, чем препираться со множеством домо- и квартировладельцев. Сейчас по бокам проспекта старательно расчищают и восстанавливают доступные участки императорских форумов и средневековые фундаменты, сооруженные в немалой степени из их обломков.  
А еще вдоль проспекта тянется аллея статуй: копии античных изваяний – Цезарь, императоры… Стоят и задумчиво взирают на то, что осталось от их мира.
 
Колоссальное сооружение – монумент короля Виктора-Эммануила на Капитолийском холме, по другую сторону от форумов. Огромная колоннада, набитая изваяниями в античном стиле, и конная статуя короля впереди. Рядом с форумами оно смотрится чужеродно и с излишними претензиями… Но, честно говоря, приехав из недавно пообгрызанной страны, я немного понимаю тех, кто ставил этот памятник, и почти в каждом городе заводит проспект Виктора-Эммануила.
И древние римляне, сдается мне, поняли бы тоже. Достаточно было бы сказать – «Это памятник императору, вновь объединившему Италию, которая тысячу с лишним лет была развалена на мелкие государства».
Хотя тут не только Виктору-Эммануилу памятники ставить надо.
Впрочем, улицы Гарибальди в Италии тоже есть - во многих городах.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Мифическая личность
*****





   
Просмотреть Профиль Е-мэйл

Сообщений: 2700
Re: Рим и квест по Аппиевой дороге.
« Ответить #1 В: марта 31st, 2006, 7:38pm »
Цитировать Цитировать Править Править

Мо-о-орвен!!!
Слов нет, одни восторженные вопли!  flame sun flame
Спасибище! Это, по мне, лучший из твоих очерков!
Зарегистрирован

Есть такая профессия - Родину просвещать!
Morwen

*



Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль

Сообщений: 14
Re: Рим и квест по Аппиевой дороге.
« Ответить #2 В: марта 31st, 2006, 9:04pm »
Цитировать Цитировать Править Править

Включится сеть нормально - будут и фото. Smiley
Зарегистрирован
irbis

***




Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль

Сообщений: 187
Re: Рим и квест по Аппиевой дороге.
« Ответить #3 В: марта 31st, 2006, 9:07pm »
Цитировать Цитировать Править Править

Morwen! Повторю восторг от чтения  Альвдис Спасибо!
« Изменён в : марта 31st, 2006, 9:18pm пользователем: irbis » Зарегистрирован

IRISH WOLFHOUND-LOVE FOR ALL LIFE!
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru