Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
марта 29th, 2024, 1:59pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Между Сциллой и Харибдой »

   Форум портала «Миф»
   Разговор по душам
   У камина
(Модератор: Mim)
   Между Сциллой и Харибдой
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Между Сциллой и Харибдой  (Прочитано 2589 раз)
Goton
Гость

Е-мэйл

Между Сциллой и Харибдой
« В: октября 4th, 2006, 8:20am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

http://psy.1september.ru/2001/41/3.htm
Quote:
КАК ДЕЛАТЬ ВСЕ ПО-СВОЕМУ
Определяйте значения слов,  
и вы избавите человечество  
от половины его заблуждений.
 
Рене Декарт
 
Во многих областях знания существуют свои энциклопедические справочники, в которых разъясняются основные термины и понятия данной науки. Свои энциклопедии имеют математики и физики, биологи и географы, медики и инженеры. Причем эти энциклопедии из года в год переиздаются стереотипно — веяния времени бессильны изменить атомный вес химических элементов или отношение катетов к гипотенузе.  
Психология в этом ряду занимает особое положение — то ли привилегированное, то ли ущербное: психологических словарей только за последние годы и только в нашей стране издано несколько десятков, и каждый из них отличается своеобразием. В попытках уяснить значение того или иного термина можно пролистать дюжину разных изданий и только запутаться в трактовках и разночтениях. В результате психологи манипулируют терминами, которые едва ли не каждый понимает по-своему и из-за этого не может найти взаимопонимания с коллегами. А некоторые входящие в моду слова далеко не всем даже известны.
В этой непростой ситуации и родилась идея «сверить профессиональные часы» — вынести на суд коллег своего рода энциклопедию в газете с целью уяснения некоторых туманных и сложных понятий. Содержание новой рубрики «Тезаурус», разумеется, не может быть безукоризненным и наверняка уязвимо для упреков в субъективности. Для его совершенствования крайне важными и полезными могли бы стать пожелания наших читателей.
АССЕРТИВНОСТЬ — термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert — настаивать на своем, отстаивать свои права. В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно. В русский язык (точнее — в лексикон российских психологов) термин проник в середине 90-х, после публикации популярной книжки чешских авторов В. Каппони и Т. Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале — «Ассертивность — в жизнь»). Чешские авторы сами позаимствовали это слово из английских источников, а переводчик с чешского на русский завершил внедрение заокеанского термина на европейскую почву.
Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью стала пониматься личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение.  
Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим модным понятием — самодостаточность. В самом деле, содержание этих понятий пересекается почти полностью, и, наверное, можно было бы ограничиться последним, тем более что его значение достаточно ясно. Однако и термин ассертивность (вероятно, в силу необъяснимой склонности отечественных психологов вместо родного языка изъясняться на пиджин-инглиш) получил у нас распространение. По крайней мере, русскоязычный Интернет просто переполнен объявлениями, зазывающими на всевозможные тренинги ассертивности. Что же конкретно призваны формировать эти тренинги, на какую теоретическую основу они опираются?
Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии (в частности, противопоставление самореализации и бездушного манипулирования людьми), а также трансактного анализа.  
При ближайшем рассмотрении становится очевидна ее вторичность по отношению к идеям Эверетта Шострома, автора знаменитой книги «Анти-Карнеги», а также к теориям коммуникативных игр и жизненных сценариев Эрика Берна.  
Заметна также перекличка идей Солтера с некоторыми принципами гештальт-терапии (Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям...).  
В нашей стране основными источниками по психологии ассертивности выступают переведенные с чешского книги Каппони и Новака — как уже упоминавшаяся, так и еще две, логически с нею связанные, — «Сам себе психолог» и «Сам себе Взрослый, Ребенок и Родитель». Правда, в них читатель, знакомый с работами Шострома, Берна и Перлза, найдет для себя очень мало нового.
В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия в противовес двум самым распространенным деструктивным способам — манипуляции и агрессии.  
Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать.  
Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется своих чувств, боится показать свое подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится манипулятивным приемам, учится отвечать агрессией на агрессию или просто на критику, пускай даже справедливую.  
Если такая тактика и дает эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а наоборот — обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта.
Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько — кем-то навязанными установками.  
Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет — то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчетно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссером всей постановки.  
В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами.  
Переводчик книги Каппони и Новака, давший ей более доходчивое, чем у авторов, название — «Как делать все по-своему», тем самым очень точно сформулировал суть данного подхода. А квинтэссенцией этого подхода выступают так называемые «ассертивные права человека», приведенные в книге и многократно ретранслированные в ряде вторичных источников.  
По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних, якобы негодных.  
 
 
  • Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.
     
    Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.
     
    Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.
     
    Вы имеете право менять свои взгляды.
     
    Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.
     
    Вы имеете право сказать:  
    «Я не знаю».
     
    Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.
     
    Вы имеете право на нелогичные решения.
     
    Вы имеете право сказать:  
    «Я тебя не понимаю».
     
    Вы имеете право сказать:  
    «Меня это не волнует».

 
 
 
 
С одной стороны, подкупает позитивная направленность этих принципов на освобождение человека от чуждых установок, навязанных корыстными манипуляторами, от ложных авторитетов, бессмысленных ритуалов и обременительных условностей.  
С другой стороны, не может не настораживать по-американски безыскусная проповедь индивидуализма, которая, будучи воспринята буквально, рискует привести к печальным последствиям.  
Если более конкретно сформулировать эти замечательные права и довести их до логического завершения, они легко принимают примерно такую форму.
 
 
  • Ничье мнение обо мне и моем поведении не имеет такого важного значения для меня, как мое собственное. Ничье мнение не должно поколебать мою самооценку. Иначе говоря, с мнением окружающих можно просто не считаться. Если мне нравится ковырять в носу и сморкаться в занавески, а другие люди это осуждают, то прав, разумеется, я, а не они. И я вправе это делать, не испытывая ни малейшей неловкости.
     
    Поскольку я сам знаю, что делаю, нет никакой нужды в том, чтобы окружающим мое поведение было понятно, а тем более ими одобрялось.  
    Я поступаю правильно по определению.
     
    Если мне удобнее считать, что ничьи проблемы меня не касаются, я могу с легким сердцем наплевать на всех и вся.
     
    Твердые убеждения и незыблемые принципы — признак косности. Напротив, совершенно нормально сегодня хвалить то, что вчера ругал, и наоборот.
     
    Не надо бояться ошибок. Нет ничего страшного в том, чтобы по ошибке вынести смертный приговор невиновному или, скажем, неловким нажатием кнопки нацелить зенитную ракету в пассажирский самолет. Как говаривал один мудрый вождь одного свободолюбивого народа:  
    «Не надо из этого делать трагедию».
     
    Замечательным оправданием собственного невежества выступает волшебная формула «Я не знаю». Ну не знаю, и нет с меня никакого спроса! А если, скажем, какой-то придирчивый экзаменатор этим не удовлетворится, то, значит, он просто бессовестный манипулятор и агрессор.
     
    Нет никакой необходимости заслуживать расположение других людей. Зачем оно вообще нужно, если в своей жизни я все решаю сам?
     
    В своем поведении можно отказаться от здравого смысла и элементарной логики и следовать исключительно настроению.
     
    Стремление понять другого — совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо проще отрезать: «Я тебя не понимаю!»
     
    На любой предмет, который не затрагивает моих личных интересов, я вправе плевать с высокой колокольни и заявлять об этом во всеуслышание.

 
 
 А теперь признайтесь честно: как вы отнесетесь к человеку, исповедующему такие жизненные принципы, доведись вам столкнуться с ним на жизненном пути (тем более что, наверное, уже не раз доводилось)? И неужели самому хотелось бы таким стать?
 
Сергей СТЕПАНОВ

 
 
В принципе, весьма полезная и информативная статья по ассертивности. Единственное, что взывает некоторое раздражение, так это упрямое желание автора доказать, что ассертивне права человека - это плохо. Даже не опасно, а именно плохо. Он пишет "доводя до логического конца", но ведь никто не сказал, что у этих законов есть только одна линия развития. При появлении дополнительных посылкок (что как раз в жизни и бывает на каждом шагу) уместность и эээ интерпретация этих законов будет меняться. Автор откровенно скидывает со счетов понятие ответственности за последствия собственного выбора, недвусмысленно заявленное в первом же законе. Статья, помещеная в раздел "Тезаурус" заканчивается откровенно манипуляторскими фразами, но это уже вопрос к редакторам этого раздела.
 
Ассертивность, как большая часть явлений, не хороша и не плоха. Она опасна, как опасен в жизни любой шаг и любой предмет. Убить можно и шариковой ручкой. Вряд ли менее опасна традиция, вряд ли менее опасен любой закон общества, стремящийся к универсальности применения. Но если есть оружие, то должна быть и защита от него - если все что угодно, даже самое благое, может стать орудием манипуляции в достижении своих целей за счет окружающих, то должна быть метода позволяющая сказать "Нет". Теория ассертивного поведения направлена не против традиционных норм морали или общежития, она направлена против развивающихся (и всегда существовавших) технологий манипуляции, для которых на практике нет ничего святого. Количества сволочей на белом свете это не увеличит, но может быть уменьшит количество ханжей. Людей, умеющих не творить зла и отвечать (а не чувствовать вину) за последствия своих поступков никогда не было много. Да они и не нуждались в методах.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Между Сциллой и Харибдой
« Ответить #1 В: октября 4th, 2006, 2:51pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Почитала. Что я могу сказать... вот есть у меня ножик. Хар-роший такой ножик, прочный и острый. Доведя до логического завершения описание сего холодоного оружия, можно сказать, что оным ножиком запросто убить человека. А я им колбасу режу.
kaktus attack cat
То есть в абсолютизировании идеи как ассертивного поведения, так и анти-оного - беда. А в разумных дозах, по щепотке, аки соль в суп... вполне съедобно.  Cheesy
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Между Сциллой и Харибдой
« Ответить #2 В: октября 4th, 2006, 4:14pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

И вот что еще забавно. Это самое гордое "Я не понимаю и идите к черту!" и проТчая - мне это показалось превращением естественных для подростка взглядов в форму идеологии взрослых.  
Очень подростковый максимализм, а? Или я ошибаюсь?  Roll Eyes
 
Готон, спасибо за статью. Вельми любопытственно.  Cheesy
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru