|
||
Заголовок: Коллективные самоубийства в соврем. Японии Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на июня 15th, 2006, 6:15pm (из рассылки Общества любителей японской культуры) Страна коллективного самоубийства Самоубийца очень труслив и очень смел одновременно: он не смеет бороться со временем, но не боится вечности. Так говорил один французский классик, и слова его справедливы даже для современной Японии, где европейский ум и общий аршин помогают еще меньше, чем в России. Японские полицейские уже привыкли к страшной картине: одинокий автомобиль, припаркованный на обочине, стоянке или в безлюдном месте, стекла изнутри часто заклеены непрозрачной пленкой, а внутри очень крепко спят несколько человек. Они не реагируют на стук. Машина заперта изнутри. Когда двери взламывают, становится понятно: люди умерли во сне, отравившись угарным газом. Заклеив выходное отверстие кондиционера изолентой и приняв огромную дозу снотворного, они включили портативную угольную печь и уснули навсегда. Практически одинаковые рапорты с описаниями подобных ситуаций регулярно приходят в полицейское управление Японии из префектур. Отличаются лишь возраст и количество людей. Зачастую два идентичных отчета поступают в одно утро, и после их сопоставления оказывается, что групповые самоубийства были совершены в разных частях страны почти одновременно. Даже в таких случаях полиция не спешит заключать, что инциденты связаны между собой. Групповые суициды происходят настолько часто, что речь может идти о совпадении. В ходе расследования обычно выясняется, что погибшие не были знакомы до того дня, когда решили свести счеты с жизнью. Предсмертные записки, которые часто оставляют самоубийцы, в Японии на месте групповых суицидов находят редко. Если они есть, то там не прочесть: «В моей смерти прошу винить господина К.» или что-либо, объясняющее причины отчаянного поступка. Так, например, в записке, найденной рядом с телами трех мужчин и женщины 12 декабря 2005 года в префектуре Хиого значилось: «Мы от всего сердца желаем умереть». Альбер Камю утверждал, что проблема самоубийства – единственная по-настоящему серьезная философская проблема, поскольку решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос. В Японии, начиная с 1998 года, на этот вопрос ежегодно отвечают отрицательно более 30 тысяч человек. В 2003 г. – 34427, в 2004 г. – 32325, в 2005 г. – 32552. Более двух третей самоубийц – мужчины. В масштабах страны восходящего солнца указанные цифры означают коэффициент 25,3 на 100 тысяч человек в 2004 г. В 2000 г., когда в Японии этот коэффициент составлял 24,1, во Франции он был равен 18,4, а в США – 10,4. Среди стран G8 опережала Японию лишь Россия с коэффициентом 39,4. В Японии нет моральных запретов на самоубийство. Однако дело не в этом, а в действительном бесстрашии перед вечностью и нежелании бороться со временем. Дело и не в религиозном сознании. В конце концов, православная Россия опережает буддийско-синтоистскую Японию, несмотря на то, что православие объявляет самоубийство тяжким грехом. Что до синтоизма, то он вообще обращен к земной жизни и мало интересуется потусторонним миром. Буддизм также не при чем, хоть и почитает бодхисатв, достигших совершенства путем преодоления в себе жажды существования. Преодоление жажды существования и самоубийство – разные вещи. У буддистов даже есть свой «ад» для грешников со специальным «отделом», предусмотренным для самоубийц. Во многом схожая с современной Японией Корея, откуда буддизм некогда попал в страну восходящего солнца, вовсе не славится большим числом суицидов. В России же буддизм не вывел в лидеры по самоубийствам тувинцев, бурятов и калмыков. На ум приходит иная особенность Японии. Известно, что в этой стране живут, чтобы работать, а не наоборот. 15-часовой рабочий день, ночевка в офисе и отпуск раз в несколько лет – это реалии японской жизни. Глядя на это, можно было вслед за Шопенгауэром сказать, что жизнь – такое предприятие, которое не окупает своих издержек, и это должно отвратить волю к ней. Но Шопенгауэр не был японцем. Для сынов страны восходящего солнца работа – смысл жизни. Если в устах европейца фраза «наша корпорация – одна большая семья» – скорее хвастовство или лицемерие, то для Японии это правда на все 100%, и довольно часто – горькая правда. В России менеджеры в корпорациях одного профиля перебегают из одной в другую, дожидаясь более выгодных предложений. В Японии такое поведение до сих пор рассматривается примерно как переход из семьи в семью, а уволенный сотрудник, ищущий новую работу, воспринимается как человек, изгнанный одним кланом и желающий прибиться к новому. Найти низкооплачиваемую работу он сможет, но попасть на свою прежнюю позицию в другой корпорации – вряд ли. Зная это, начальство в качестве наказания может предложить оплошавшему сотруднику финансового отдела работу на складе, и он скорее согласится, чем уйдет вовсе. Суициды же часто происходят именно среди уволенных сотрудников — недаром количество самоубийств в стране восходящего солнца увеличилось вдвое с началом индустриальной эпохи. Экономический кризис 1998 года в Японии привел к тому, что многие оказались без работы, обанкротились и были не в состоянии выплатить долги. Самоубийство же – достойный, с точки зрения японца, выход из позорного положения. Однако известно, что в 2002 году Японии увеличилось на 22% число самоубийств среди 20-летних подростков. Увеличение числа суицидов среди молодежи также объясняют кризисом. Некоторые даже называют нынешнее юное поколение японцев «потерянным». Замечено, что кончают жизнь самоубийством молодые японцы, не имеющие профессионального навыка и шансов его получить, а также занимающиеся малоквалифицированным трудом, постоянно меняющие место работы или вовсе не желающие работать. Не желать работать в японском обществе, где труд – смысл жизни – это почти что не хотеть жить. Невозможность стать уважаемым членом одной из «больших семей», как и изгнание из такой «семьи», делает существование безнадежным. Групповые самоубийства, несомненно, культурный феномен, который мог возникнуть только в стране, где в древности воины дружно вспарывали мечами животы, не желая погибнуть от руки врага или оказаться в плену. Этот феномен может существовать лишь там, где всегда есть достаточно желающих наложить на себя руки, и где коллективизм силен настолько, что даже встречать смерть многие предпочитают вместе. В Японии сайты, помогающие отправиться на тот свет, пользуются огромной популярностью. Европейцев просто шокирует факт регулярных и однообразных групповых самоубийств незнакомых людей в Японии. Именно это привлекает их внимание, а если бы дело было в числе суицидов на 100 тысяч человек, то стоило бы смотреть на Россию. Еще задолго до экономического кризиса 1998 года, когда число самоубийств было гораздо ниже, групповые суициды также постоянно практиковались. Находить себе товарищей по смерти японцам не мешало отсутствие Интернета. Осуществлять свои замысли им не мешала меньшая по сравнению с нынешней автомобилизация. Довольно распространенным способом группового суицида в прошлом был дружный прыжок с моста. Экономические трудности случаются во всех странах, в том числе и в Южной Корее, где весьма схожие с японскими корпоративные традиции. А китайцы так вообще готовы бороться с трудностями жизни, зачастую работая за стакан риса и приспосабливаясь к действительности в чужих странах. «Если бы жизнь была ценным благом, не было бы нужды охранять ее выходные двери такими ужасными привратниками, как смерть и ее ужасы», – говорит все тот же Шопенгауэр. Но японцы сшибают этих привратников с пути, подобно сумоистам, выкидывающим с татами соперников. Непонятно лишь, чего в них больше – бесстрашия перед вечностью или страха перед трудной действительностью. |
||
Заголовок: Re: Коллективные самоубийства в соврем. Японии Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на июня 16th, 2006, 10:50pm Коллеги дополняют тему. Почему-то, читая статью, вдруг вспомнил это: ...Считается, что в своей массе японские солдаты — при всей своей стойкости и мужестве — неспособны проявить инициативу или даже просто приспособиться к изменившейся обстановке. В большинстве подобных случаев они часто действовали как автоматы, раз и навсегда запрограмированные выполнять определённую команду. Известно немало случаев, подтверждающих это положение. ВО время битвы за Кохиму в Восточной Индии один британский снайпер заметил перед рассветом какое-то движение на дне высохшего русла реки или ручья, которое пересекало нейтральную полосу и достигало передовых позиций британской армии. Присмотревшись, он увидел на расстоянии 100 ярдов от себя нескольких японцев, которые поднимались по крутому склону оврага. Они представляли собой идеальную мишень, и снайпер, подавив довольное восклицание, начал "снимать" их одного за другим. Когда первый японец упал, второй продолжал карабкаться вверх прямо по трупу своего товарища. Британец застрелил и его, потом третьего, четвёртого... Казалось, японцы никак не могут понять, что происходит <...> Они просто продолжали лезть вверх, с трудом перебираясь через гору трупов. В то утро снайпер записал на свой счёт 27 попаданий. Когда окончательно рассвело, пересохшее русло оказалось завалено мёртвыми телами. Питер Бруксмит, "Искусство снайперской подготовки". |
||
Заголовок: Re: Коллективные самоубийства в соврем. Японии Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на июня 16th, 2006, 10:50pm И еще дополнение не буду ничего говорить про Россию, но что касается Японии есть следующее предположение: существует такое явление как апоптоз - запрограммированная смерть клетки, это совершенно нормальное явление для любого многоклеточного организма, бывают отмирают целые органы. Эта программа осуществляется для нормального функционирования организма. Существует феноптоз - суицид человека, который не полезен для вида как такового. Это явление обусловлено ГЕНЕТИЧЕСКИ. На протяжении веков в Японии самоубийство было нормой поведения.Соответсвенно закреплялись определенные гены в ряду поколений. Но это отнюдь не означает, что любой человек имеющий подобные особенности генома обязательно когда-нибудь сведет счеты с жизнью самостоятельно. Такие люди лишь входят в группу потенциальных самоубийц. Когда в жизни такого человека происходит трагедия, то вероятность суицида увеличивается во много раз. Поэтому валить все на историю и общественные нормы, а так же вероисповедание не стоит, Корни этого явления уже, к сожалению, лежат глубже. |
||
Заголовок: Re: Коллективные самоубийства в соврем. Японии Прислано пользователем Elain на декабря 12th, 2008, 1:07pm читая тему, вспомнилось еще кое-что: У Григория Чхартишвили (Б. Акунин) есть книга "Писатель и самоубийство". Там целый раздел посвящен особенностям этого явления в стране восходящего солнца. Есть и общий взгляд на проблему, и конкретно по отношению к некоторым писателям. Поразило начало этого раздела: если японского школьника просят написать сочинение на тему "Кем я хочу стать" или "как вы представляете свою жизнь", любой из них завершит сочинение описанием собственной смерти... |
||
Заголовок: Re: Коллективные самоубийства в соврем. Японии Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на ноября 1st, 2009, 12:35am И еще в тему. Про Дзюкай - лес самоубийств Андрей Абашин «Time Out Москва», 20 - 26 июля 2009 «Если вы поедете туда, то уже не вернетесь обратно», - сказала мне подруга-японка. Именно с этих слов и началось путешествие в лес, о котором в Японии ходят самые жуткие легенды. Его называют Аокигахара, а также Дзюкай, и расположен он у подножия горы Фудзи, самого известного символа Японии. Страна восходящего солнца, которая уже не раз пугала весь мир своими фильмами ужасов, на самом деле черпает сюжеты из очень своеобразных мифов. В их основе - идея о том, что человек, умерший насильственной смертью, или самоубийца просто так не покинет этот мир, а останется и будет жестко мстить живым. Легенда, которая заставляет многих японцев ежиться при слове «Дзюкай», уходит корнями еще в Средневековье. В голодные годы крестьянские семьи, которые не могли прокормить стариков и новорожденных, уносили их в этот лес умирать. В наше время лес стал магнитом для тех, кто принял решение покончить с собой, во многом из-за японской литературы. Одним из первых лес прославил Сэйтё Мацумото в произведении «Темный Дзюкай». Потом была нашумевшая книга «Подробное руководство, как покончить с собой», где лес описывался как «идеальное место» для самоубийства. Спустя лишь некоторое время после выхода этого творения в лесу были обнаружены два тела, а при них зачитанные экземпляры книги. С 50-х годов прошлого века в Дзюкае обнаружены останки более пятисот самоубийц. Внушительная цифра для леса немногим более 3 га. Больше людей шагает в бездну лишь с моста «Золотые ворота» в США. Мы поехали в Дзюкай с фотографом Майклом, сказав, что он будет фотографировать, а я описывать нашу поездку. Это была отговорка, чтобы разумно объяснить друзьям, зачем мы поехали в лес. Большинство японцев в Дзюкай не заманишь ни за какие коврижки. Наше путешествие началось рано утром на токийской станции Синдзюку. - Ты сказал жене (Майкл женат на японке), что едешь в Дзюкай? – спросил я, когда мы уселись в поезде. - Конечно, нет. Она бы меня не отпустила. По официальной версии, мы с тобой поехали фотографировать Фудзи, - ответил Майкл. Удивительно, но японцы действительно боятся Дзюкая. Не только мракобесы, как можно было бы подумать. Высшее образование и учеба за границей, как выяснилось, не помеха, чтобы верить в то, что из этого леса можно и не вернуться. Поначалу, когда мы только признались в нашем замысле, некоторые шутили над нами. Видимо, не верили, что мы решимся. Но чем ближе был день нашего отъезда, тем сильнее менялся их тон. Чего только мы не услышали. «Пожалуйста, ни в коем случае не заходите в этот лес. Даже не подходите к нему близко, а то души мертвых заманят вас в чащу и больше не выпустят», - задыхалась от волнения моя знакомая Каори. Тренер из фитнес-клуба подошел с более научной точки зрения. По его словам, деревья впитали в себя всю злую энергию, и теперь именно они представляют главную опасность. А в блогах тех, кто побывал в Дзюкае, и вовсе рассказывалось о духах, которые в сумерках выглядывают из-за деревьев. Однако, несмотря на все это, мы уже были в поезде. Где-то через сорок минут Майкл ткнул пальцем в стекло. Я повернулся и впервые в жизни так близко увидел Фудзи, которая открылась нам во всем своем великолепии. Она почти до половины была покрыта снегом, и на солнце было хорошо видно, что на ее вершине бушует настоящая метель. На Отсуки из удобной электрички мы пересели в местный поезд, состоящий всего из нескольких стареньких вагонов. Сиденья в нем явно не были рассчитаны на крупногабаритных иностранцев, поэтому нам пришлось вдвоем устроиться сразу на четырех местах, чем мы развеселили других пассажиров. Здесь надо сразу сказать, что стоит отъехать от Токио километров на сто, как начинается совсем другая жизнь. Бешеный ритм столицы мгновенно спадает, все больше встречается тех, кто смотрит уже не только себе под ноги, но и по сторонам. В таких местах можно запросто поговорить с попутчиками, что практически невозможно в столице, где тебя попросту примут за блаженного. На станции Кавагутико мы сразу направились в информационный центр для туристов. Надо было узнать, на каком автобусе лучше добраться до Аокигахара. - Куда вы хотите попасть? – спросила девушка-гид. - Мы едем в Дзюкай. - Ваш автобус в 10:10. И… будьте, пожалуйста, осторожны. Уже в экзотического вида туристическом автобусе мы разговорились с несколькими фотографами-любителями, которые ехали снимать Фудзи. - Мы здесь впервые. Не подскажите, откуда лучше снимать Дзюкай? – спросил Майкл у сидящих напротив нас. - Дзюкай? Простите, но мы едем на площадку у озера Сай. Там, кстати, отличное место, чтобы фотографировать Фудзи-сан. Может, и вы с нами? Давайте-давайте! – начали убеждать нас другие пассажиры. От всего этого стало не по себе, но мы все же сошли на остановке, где было удобнее всего войти в лес. Кроме нас из битком набитого автобуса не вышел никто, и лишь вслед понеслось уже привычное «Будьте осторожны!». На остановке мы увидели мужчину лет сорока с беджем, на котором красовалось «Гид». Видно было, что он ждал прибытия автобуса и первым делом внимательно оглядел нас. Про таких людей мы оба слышали еще до поездки. Они не просто могут провести вас по лесу, рассказывая о его флоре и фауне. Их задача, в том числе, останавливать на подступах к нему тех, кто решил остаться там навсегда, говорить с ними, переубеждать или вызвать полицию. Вычислить таковых несложно, чаще всего это клерки, которые прямиком едут в Дзюкай после работы, даже не сняв костюм. Мы же несли с собой кучу всяких вещей, поэтому подозрений у гида не было, и он объяснил, по какой тропинке надо идти. Фудзи – спящий вулкан. Но в 864 году здесь произошло извержение, а потоки лавы сформировали облик этих мест. Тогда появились покрытые лесами горные долины Аокигахара. Говорят, что вулканическое происхождение этой местности вызвало магнитную аномалию, которая не позволяет нормально использовать в лесу электронные приборы и компас. Это подтвердил и гид, который догнал нас уже в лесу. «Ваши телефоны, скорее всего, не будут работать, поэтому ни в коем случае не сходите с дорожки», - сказал он. Лес, на первый взгляд, больше напоминал заброшенный парк, но никак не пристанище злых духов. Но спустя минут двадцать нашего пути вглубь Дзюкай начал меняться, тропинка сузилась, а деревья плотно сомкнулись над нашими головами. Представьте себе лес из жуткой готической сказки. С немыслимо искривленными деревьями, свисающим с них мхом и зияющими повсюду пещерами. Таков Дзюкай. Вокруг мертвая тишина, от которой постепенно начинает звенеть в ушах. Любой шорох заставляет оборачиваться, а разговоры становятся неестественно веселыми, лишь бы не слышать эту тишину. Но самое неприятное - в Дзюкае все время чудится, будто за твоей спиной кто-то есть. «Мне кажется или здесь гораздо холоднее, чем до того, как мы вошли в лес?» - поеживаясь, спросил Майкл. Я не ответил: несмотря на гору одежды, я сам дрожал, как осиновый лист. Сначала нам встречались указатели, потом не стало и их. На каждом перекрестке приходилось всматриваться в карту, которой нас снабдили в туристическом центре. Заблудиться в Дзюкай нам не хотелось совсем. Я посмотрел на телефон. Сигнала почти не было, а на аккумуляторе красовалось всего одно деление – он почти разрядился, пока мобильный искал сеть. Предупреждения начали складываться в жутковатый пазл. - Сейчас три. Время как-то уж очень быстро пролетело. Не думал, что мы здесь три с лишним часа… - Давай-ка выбираться отсюда, а то скоро начнет темнеть, - ответил Майкл. Судя по карте, выход из леса был недалеко, и мы решительно пошли в этом направлении. Однако через полчаса мы поняли, что… заблудились. Все дело было в листьях, которые так густо засыпали тропинку, что ее перестало быть видно. И тогда стало по-настоящему страшно. Тем не менее, надо было что-то делать, и делать быстро. Попытка вернуться обратно по той же тропе не удалась. Спотыкаясь о бесконечные камни, пролезая под рухнувшими деревьями, мы заплутали еще сильнее. Наша амуниция начала нестерпимо мешать, казалось, что из-за нее мы идем медленнее, чем могли бы. А по спине все сильнее расползались мурашки. Мы увидели длинную пластиковую ленту, привязанную к дереву. Такими лентами обозначают свой маршрут те, кто прочесывает лес в поисках мертвых тел. Возможно, именно этой лентой и была отмечена когда-то жуткая находка. Мы не испугались, тогда любые следы человека в лесу призраков вызвали слабо скрываемую радость. Выход оставался один - идти по этой ленте. Это был очень долгий путь. Лента обрывалась и терялась в листьях, нам несколько раз приходилось разрывать весь этот ворох, чтобы найти ее. Все это вновь напомнило сказку про Ганса и Гретель. Трудно сказать, сколько занял наш поход по ленте, – о часах никто и не думал, так как нас интересовало лишь то, насколько высоко стоит солнце. И даже если бы все призраки Дзюкая собрались тогда вокруг, мы бы их не заметили, так как безотрывно смотрели только на эту нить. Уже в сумерках мы выбрались на совершенно пустую автомобильную дорогу, по которой и дошли до ближайшей остановки. Оказалось, мы забрели так далеко, что автобус нам пришлось прождать около часа. Уже в нем мы стали смеяться над нашими страхами, Майкл и вовсе предположил, что бесконечные предупреждения - часть рекламной стратегии местных жителей, привлекающих туристов. Но даже в автобусе нам на телефоны продолжали сыпаться сообщения от друзей, которые мы не могли получить в лесу. В каждом из них было то самое «Будьте осторожны». Если не знать всех тех ужасов, о которых нам рассказывали, прогулка по лесу могла бы быть просто полезным для здоровья развлечением. Но японцы боятся Дзюкая. И боятся настолько, что не могли не заразиться этим чувством и два скептика-европейца, которые хотели пощекотать себе нервы. Добраться: от станции Синдзюку (Shinjuku) на экспрессе Azusa (JR Chuo line) до станции Отсуки (Otsuki). Оттуда на экспрессе Fujikyuko до станции Кавагутико (Kawaguchiko). Далее автобусом до Аокигахары (Aokigahara). И… будьте осторожны. |
||
Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1! YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved. |