Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Уголок востоколюба >> Каларипаятту - боевое искусство Индии
(Message started by: Альвдис Н. Рутиэн на мая 12th, 2006, 6:50pm)

Заголовок: Каларипаятту - боевое искусство Индии
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на мая 12th, 2006, 6:50pm
http://kerala.ru/inform/traditions.htm#kalari

Согласно традиции, и сама земля Кералы (штат Индии), и ее воинское искусство обязаны своим
возникновением Парашураме, шестой аватаре бога Вишну, избавившему брахманов от
тирании воинов-кшатриев: он бросил свою секиру далеко в море и приказал волнам
отступить до этого места. Волны повиновались, и так появилась на свет прибрежная
Керала, полоска земли между горами и морем, изобилующая лагунами. Здесь
Парашурама поселил «3 600 брахманов, которые приняли от него право носить
оружие», т.е., выполнять обязанности кшатриев - «обуздывать преступников,
воевать и служить стражей» - как гласит местная хроника. Другая местная хроника
добавляет к этому, что «Парашурама, дабы сокрушить своих врагов, основал сорок
два калари и привел туда брахманов высокой касты, чтобы они совершали там
обряды; также он обучил двадцать одного мастера калари, как побеждать врагов».</p>
<p>Историки до некоторой степени согласны с легендой: хотя каларипаятту в его
современной форме сложилось в 11-12 веках, «искусство побеждать врагов» известно
в Керале с древних времен, примерно с 4 века до н.э., «века героев» местной
поэтической традиции. Свой вклад в формирование воинской традиции внесли
брамины, поселения которых появились в Керале примерно в 7 в. н.э.: существовала
целая каста «полу-брахманов», которые несколько столетий хранили и формировали
воинское искусство.
Позднее возникла каста «наяр»: в обязанности ее представителей входило нести воинскую
службу или быть медиком при главе деревни, правителе области или местном радже.
На старинных гравюрах, сделанных уже европейцами, можно видеть воинов этой
касты: они сражаются в одной набедренной повязке, с мечом и круглым щитом (как и
наши современники, практикующие каларипаятту), или стреляют из лука. Вот как
описывает воинов-наяр европеец Джованни Маффеи: «мальчики этой касты начинают
учиться ремеслу воина с семи лет, делая различные упражнения и втирая в тело
кунжутовое масло – все это под руководством знающих мастеров. Вследствие
подобного обучения они могут гнуться и извиваться так, как будто у них нет
костей. Они замечательные борцы, однако выказывают еще больше умения в обращении
с оружием. Они выходят на бой в одной лишь набедренной повязке, без кирас и
шлемов». Интересно заметить, что в этой касте в некоторых случаях даже девочки
обучались воинскому искусству - более того, известно, что несколько женщин
весьма преуспели в овладении им. Большая часть современных мастеров каларипаятту
относятся к этой касте и ведут свою родословную от времен задолго до прихода
английских колонизаторов. В Керале даже считают, что если бы не предательство
своих, англичане никогда не смогли бы захватить эту землю.
Закат наступил с приходом европейцев и появлением огнестрельного оружия, но само
искусство сохранилось у нескольких мастеров в разных местах Кералы: от отца к
сыну, от дяди к племяннику оно передавалось из поколения в поколение. Чуть ли не
в каждой деревне был свой «калари» с мастером, который учил детей и занимался
медицинской практикой.
Однако лишь в 20 веке самобытная воинская традиция стала осознаваться как
часть историко-культурного наследия Кералы, составная образа героико-эпического
прошлого. Тогда же стало использоваться слово «каларипаятту»: хотя оно
составлено из древних корней - «калари» означает «место (или арена)», а «паятту»
- «(воинские) упражнения» - в широкое употребление оно вошло лишь в 20 веке,
когда помимо интереса к философии, религии, медицине (Аюрведа) и искусству Южной
Азии, возник интерес к традиционным боевым искусствам этой части света,
сохранившихся до наших дней.
Итак, каларипаятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей,
со следующими общими особенностями: системой вводных упражнений, которые, вкупе
с масляным массажем всего тела, подготовляют практикующего к занятиям и бою;
поединки на мечах, кинжалах, копьях и палках; техника «самозащиты без оружия»,
цель которой - обезоружить противника; особые медитации и дыхательные
упражнения; знание жизненно важных мест (марммам) на теле - которые требуется
поразить или защитить; медицинские знания по излечению ран и повреждений,
полученных во время тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют
практикующему добиться успеха.
Всем этим занимаются в «калари». Традиционный калари - это выкопанное в земле
углубление примерно полтора метра в глубину, с крышей, сплетенной из пальмовых
листьев, с алтаре, где стоят изображения божеств-хранителей калари и у которого
перед началом занятий совершается пуджа - богослужение. Ученики занимаются в
набедренных повязках, умастившись маслами. Первый шаг в калари полагается делать
правой ногой, затем входящий кланяется в знак уважения к калари, его божествам и
своему учителю.
Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари – физических
упражнений, цель которых - достижение контроля, равновесия и выносливости,
необходимых для занятий каларипятту. Вторая стадия – колтхари – это тренировки с
деревянными орудиями разной длины – от полу метра до полутора метров. Самое
важное из них – это оттакол, нечто вроде изогнутой деревянной сабли, которое
используют для атаки и обороны жизненно важных точек. Третья фаза, анкатхари,
посвящена обучению работе с металлическим оружием – кинжалом, мечом, копьем, а
также борьбе без оружия. На этом этапе ученик осваивает уруми – гибкий меч
длинный обоюдоострый меч.
Как часть жизни традиционного индийского общества, каларипаятту связано с
другими традициями - религиозной, йогической, аюрведической. В частности,
мармачикитса (лечение жизненно важных точек) - производное от каларипаятту. Это
знание было окружено завесой тайны: «...наблюдай за учеником 12 лет, и лишь
после этого делись с ним знанием (о жизненно важных точках). Не делись этим
знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги», - так говорится в старинном трактате.
В этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение которых
может привести к смерти. Однако с их помощью также лечить, восстанавливая
равновесие элементов в организме - и в калари, к мастеру, приходят не только за
тем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением. Таким образом, традиционный
калари - это и индуистский храм, и зал для тренировок, и место, где лечат.
Также каларипаятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством
катакали: содержание постановок – это истории из эпоса и пуран, из героического
прошлого Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются
сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и навык.
Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела необходимые
для актеров, имеют своим источником каларипаятту.

Заголовок: Re: Каларипаятту - боевое искусство Индии
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на мая 12th, 2006, 6:52pm
http://kerala.ru/images/inform/nkalari3.jpg

http://kerala.ru/images/inform/nkalari2.jpg



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.