Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Уголок востоколюба >> Философия Меча
(Message started by: Альвдис Н. Рутиэн на ноября 24th, 2004, 4:04pm)

Заголовок: Философия Меча
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на ноября 24th, 2004, 4:04pm
Взято: http://www.livejournal.com/users/yamashita/15229.html?style=mine#cutid1

Дзягю Тадзима-но-ками "Меч Тайа"
Искусство меча, как я понимаю, не в борьбе за победу, не в испытании силы, не в том, чтобы сделать шаг вперед или назад. Оно состоит в том, что вы (ваше) не видите меня (мое), а я (мое) не вижу вас (ваше). Кто проник туда, где небо и земля не разделялись, где инь и ян еще не разделились, о том и говорят, что он достиг совершенства в своем искусстве.

Человек, который в совершенстве овладел искусством, не пользуется мечом. Его противник сам себя убивает. А когда такой человек пользуется мечом, то только для того, чтобы дать жизнь другим. Когда нужно убивать, он убивает, когда нужно дать жизнь, дает жизнь. Убивая, не думает об убийстве; поддерживая жизнь, не думает о поддерживании жизни, ибо ни в убийстве, ни в поддерживании жизни не замешано "я". Человек не видит "того" и "этого" и в то же время хорошо знает, что есть что. Тому, кто достиг этой свободы, не сможет помешать никто на земле. Он стоит совершенно сам по себе.
Вы бы хотели этого достичь?
Когда вы идете или отдыхаете, сидите или лежите, разговариваете или пребываете в покое, когда едите рис или пьете чай, не позволяйте себе быть вялым, не позволяйте себе лениться, но упорствуйте в поисках "этого". Когда, спустя месяцы и годы, "это" раскроется как свет во тьме, в которой вы находились, не зная, как вам быть со знанием, которое не передается от учителя, и откроется источник чудес, - из него появится действие и не-действие. Когда вы достигаете "этого", вы осознаете то состояние, которое проходит сквозь относительность вещей в вашу повседневную жизнь и не покидает ее. Это я называю Мечом Тайа.
Открывая Меч Тайа в себе, каждый осознает свое совершенство. Когда он чист, даже Дэвы (небесные существа) боятся его, но когда он не чист, они могут сыграть злую шутку с вами. Когда высшая рука встретит другую и они скрестят мечи, ни одна из сторон не одержит победу. Так же было, когда Будда поднял цветок, а Махакашьяпа улыбнулся. Например, определить мельчайшее различие в весе, едва взглянув на кусок золота или серебра, - это обычное дело рассудка. Что же касается того, кто достиг совершенства в искусстве фехтования, то он разрубит вас натрое, прежде чем вы обратитесь к одному или уясните три, и, более того, если вы стоите с ним лицом к лицу.
Такой человек не даст вам увидеть своего клинка. Клинок мелькает, как вспышка молнии. Ну а те, кто не получил настоящей тренировки, задержатся на чем-нибудь, потеряв свободу движений. Такой человек испортит клинок и поранит себя. Не допускайте ошибочных мыслей, не занимайтесь бесполезными расчетами. "Это" не выразить словами, "этому" нельзя подражать, "это" необходимо тренировать. Вы должны пережить "это" сами, помимо всех учений.
Когда "это" осознано, оно движется совершенно свободно, независимо от того, как "это" используется. Иногда оно утверждает себя, иногда отрицает, и ничего с ним не поделать.

Заголовок: Re: Философия Меча
Прислано пользователем Mim на ноября 29th, 2004, 9:07am
Основатель Ба-гуа, уж не помню, как там бишь его, во время "Восстания боксеров" напал в Шанхае с двумя ножами на английский патруль. Он успел убить четверых. Потом его застрелили.
Ага, он был великим мастером. Но и самый великий мастер кунг-фу бессилен против железного лома (с) М.Успенский.
Японцы долгое время придерживались пути Меча... и нарвались на "Дипломатию канонерок", что привело к падению сегуната и погибели самурайства. Потом они попробовали совместить элементы этого Пути и европейскую технологию. И у них получилось круто. И долго получалось, вплоть до 1945-го. Потом они попытались взять на вооружение элементы европейского сознания, пропустив их сквозь призму той же традиции. И у них получилось круто. Даже очень круто. Только вот все больше свидетельств, что эта самая крутизна у них тоже помалу выдыхается.
По утилитаристам, критерий истинности утверждения - в возможности заставить это утверждение работать на себя. Опасный критерий... но это и в самом деле ОДНА ИЗ СТОРОН истины. Не главная, но существенная. Можно ли считать истинным путь, который регулярно дает осечки на практике - если не как форма индивидуального поиска, то - однозначно - как форма организации социальных отношений?

Заголовок: Re: Философия Меча
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на декабря 1st, 2004, 3:23pm
Ох, МИм, о разном ведь речь!
Ты прав, прав еще как. Вот тебе еще пример, ни в какую Японию нос совать не надо. Дело было не то в Москве, не то в Питере: стайка подростков просто так избила доктора наук. И никакие его степени-звания международные не помогли ему.
То есть в споре ума (вкупе с духом) и силы вполне может победить и сила. Правда, может и ум с духом. Всяко бывает.

Но я-то, выкладывая этот текст, имел в виду совершенно другие вещи. По мне, здесь гораздо важнее внутренняя работа над собой, то, что клинок становится духом, а дух - клинком.

Заголовок: Re: Философия Меча
Прислано пользователем Mim на декабря 1st, 2004, 6:43pm
Альвдис, увы, не получается. Речь ведь не о КРУТОСТИ и не о СИЛЕ. Я нарочно отказался здесь рассматривать личный поиск и личное самосовершенствование, потому что уж очень в этой области  все спорно.

Попробую тезисно.
1. Путь претендует на то, что он - истина. В наипоследней инстанции.
2. На практике это означает, что овладевший Путем не обязательно суперкрут для стороннего глаза. Скорее. он будет незаметен, и эффективность Пути проявится прежде всего в том, что крутость-то ему демонстрировать не придется. Помнится, была такая притча про ученика Будды, который летал по воздуху за золотой чашей... У Чжуань-Цзы, кстати, есть подобный эпизод.
3. Тем не менее, Путь - это совершенное владение в том числе и обстоятельствами внешнего мира. Если уж последователь Пути берется играть на том или ином поле, он выигрывает. Если, конечно, в его задачи не входит проигрыш.
4. Основатель Ба-гуа был воином. Причем великим (я не бог весть какой рукопашник, но таки представляю себе, что это за нагрузка - трое суток непрерывного боя, насмерть, между прочим, а за ним такое числится). Однако когда он вышел сражаться против англичан (профессор-то по Питеру не драться ходил, я полагаю?) - он проиграл. Не возьмешься же ты всерьез утверждать, что он НАМЕРЕННО позволил англичанам себя убить?
5. Аналогично предположение, что буддистское по духу государство Япония снова и снова проигрывает в сфере социального, государственного, экономического строительства ПОТОМУ, что его мудрые правители таким макаром ведут к просветлению то ли свое тупое население, то ли окружающие варварские державы, кажется мне несколько фантасмагоричным.
6. Путь Меча здесь не только повод. Это удобный для рассмотрения ситуации материал. Потому что (в отличие, допустим, от искусства каллиграфии или чайной церемонии) он ПРЕДУСМАТРИВАЕТ таки весьма практически осязаемые результаты. Осязаемые и контролируемые. "Крадущийся тигр" - великолепный фильм, возможно, гениальный... но, выходя на улицу, я не наблюдаю летящих над крышами домов мастеров Цзянь. Ты, надо полагать, скажешь, что я не умею смотреть. Вполне возможно. Именно поэтому я обращаюсь к истории. И констатирую факт: не летают. А если летают, то низенько-низенько, почти ползают.

Все это означает, что каковы бы ни были достоинства буддистского сознания, мы должны вводить некие ограничения по его применимости. ERGO - буддизм не есть истина. В лучшем случае - несовершенный и неполный намек на оную.

И касается это как буддизма вообще, так и любой из его частных интерпретаций, Пути Меча в том числе. При всей моей нежной любви к этой разновидности холодного оружия.

Заголовок: Re: Философия Меча
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на декабря 3rd, 2004, 2:13pm
Мим, я поняла, где у нас "нестыковка".
Кабы я говорила: вот он, единственно-истинный путь, все быстро делайте так и ТОЛЬКО так - твои возражения попадали бы в цель.
Но я имею в виду совершенно другое: что этот путь реально много чем может быть полезен. СКОЛЬКО, КАК и ДЛЯ ЧЕГО стоит брать от этого - вопрос другой.

Заголовок: Re: Философия Меча
Прислано пользователем Mim на декабря 3rd, 2004, 2:33pm
Оч замечательно.
Тогда опять по пунктам.
1. Ты - не утверждаешь, но цитируемые тобой, э-э, субъекты - утверждают. Т.е. высказывания, которые они дают, либо (по критериям логики) относятся к числу глобальных утверждений, либо НАМЕКАЮТ на такие утверждения (что, кстати, много хуже, несколько даже подловастенько - дескать, мы ничего не утверждаем, и если вы в этой области чего огребете - это будут ваши проблемы: см, например, статеечку про буддистское сознание, в которой, скажем, про чаньскую болезнь ни слова нету). Так что критика моя - не по твоему, собсно, адресу...  Ну, раз уж ты тут за буддистов выступаешь - достается тебе. На самом деле, цитируя незнакомых мафиози,- ничего личного. ;-)
2. А между прочим (про СКОЛЬКО, КАК И ДЛЯ ЧЕГО), вот это - очень интересная и продуктивная мысль. И честная. что-то я ни на религиозных, ни на философских сайтах такого не упомню - раздела об ограничениях на применимость родной и любимой системы. Не хочешь ли завести такую темочку? Мне, например, было бы прелюбопытно послушать твои соображения о границах применимости Пути. Житейских и миропостигательских.

Заголовок: Re: Философия Меча
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на декабря 3rd, 2004, 5:27pm
Мои соображения на отдельную темочку не потянут.
Мой девиз прост: слушай себя. Если душа лежит - твое. НЕ лежит - не твое.
Жисть на этом построить можно. А форумную тему - не-а.  ::)



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.