Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
января 27th, 2023, 9:35pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Японский жемчуг »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок востоколюба
(Модераторы: Mim, )
   Японский жемчуг
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Японский жемчуг  (Прочитано 54304 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Японский жемчуг
« В: января 22nd, 2007, 9:10pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Шаровидные перламутровые образования в теле некоторых водных моллюсков или жемчуг всегда привлекал внимание людей. Много веков он служил украшением, подарком и разменной монетой. Ловцы жемчуга порой жертвовали своим здоровьем и даже жизнью, чтобы добыть драгоценный товар.
 
Но постепенно природные запасы жемчуга истощались, а спрос на него неуклонно повышался. Это подтолкнуло людей к идее искусственного выращивания жемчужин. Известно, что жемчуг образуется в результате попадания в раковину какого-либо постороннего предмета (например, песчинки), вокруг которого наращивается перламутр. Этим открытием первыми воспользовались китайцы еще в XIII веке и стали искусственно подселять к моллюскам основу будущих жемчужин. Они приоткрывали раковину и бамбуковой лопаточкой между мантией моллюска и стенкой раковины помещали кусочки кости, глиняные шарики, частички дерева или меди, а также крохотные изображения Будды, отлитые из олова или свинца. Потом раковина возвращалась в воду и находилась там до того момента, пока жемчужина не обретала необходимый размер. Таким промыслом китайцы занимались целых семь столетий.
 
Но вот промышленное производство жемчуга впервые было налажено в Японии в 1893 году благодаря уникальному открытию Кокичи Микимото. Эта технология применяется до сих пор. Японский способ отличается тем, что в моллюск через надрезы подсаживается не простая песчинка или предмет из инородного материала, а перламутровый шарик, получаемый из ткани другого моллюска. После «операции» моллюска возвращают в естественный водоем, где он выращивает свое сокровище. Так как такой жемчуг не имеет искусственных вкраплений, его называют безъядерным или японским.
 
На «заре» жемчужного производства одна сторона японского жемчуга была без перламутра, что и выдавало его искусственное происхождение. Но теперь новые методики культивирования позволяют вырастить жемчужины практически без изъянов. Поэтому отличить натуральный жемчуг от культивируемого под силу только специалисту с многолетним стажем, да и то зачастую только с помощью специального оборудования.
 
Но не все так просто, как кажется. Процесс выращивания жемчуга трудоемок и длителен. И только одна четверть (и то в лучшем случае) моллюсков при благоприятных условиях способна вырастить жемчужины.
 
Как же все происходит? Сначала собирают икру жемчужных устриц и растят их в специальном инкубаторе. Потом молодых устриц, выращенных из икринок, помещают в металлические клетки с мелкими ячейками, что предохраняет их от других морских обитателей – морских звезд, осьминогов и т.д. – и опускают в естественный морской бассейн. Периодически девушки-ныряльщицы чистят клетки и проверяют здоровье жемчужных моллюсков. Через два года подросших устриц пересаживают в клетки большего размера. А еще через три года в созревшие устрицы вводят перламутровые шарики, подбирая их строго по размеру – слишком большие могут убить моллюска. Следующие семь лет жемчужина самостоятельно растет в море. Клетки подвешивают к плавающим буям и соединяют в большие плоты (до 80 000 тысяч клеток одновременно), чтобы они свободно перемещались в морском заливе. Недавно технологию усовершенствовали и стали добавлять в устриц антибиотик, чтобы бактерии не мешали полноценному развитию драгоценного ядра. Причем в одной раковине одновременно выращивается от 10 до 20 жемчужин.
 
Размер, форма и палитра жемчуга очень разнообразны. Не зря это чудо природы издавна вдохновляет ювелиров всего мира. Японский жемчуг чаще всего светло-зеленый, самый популярный – серебристо-белый и желтоватый, а самый дорогой и редкий – розовато-белый.
 
Культивировать жемчуг хотя и сложно, но весьма прибыльно. Количество ежегодно экспортируемого из Японии искусственного жемчуга исчисляется десятками тонн. Самые известные жемчужные фермы находятся в бухте Сасебо на северо-западе острова Кюсю, на озере Бива острова Хонсю, а также в городе Тоба (префектура Миэ). Компания «Микимото» теперь не только занимается культивированием жемчуга, но и производит ювелирные украшения. Она имеет свой музей, фирменные магазины по продаже всемирно известной продукции и каждый год организует международные конкурсы ювелирных украшений из искусственного жемчуга. Большую известность завоевали и две другие японские фирмы – «Микура» и «Мисаки»
 
М.В. Морозова
« Изменён в : сентября 21st, 2007, 10:46pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Tiere
Гость

Е-мэйл

Re: Японский жемчуг
« Ответить #1 В: февраля 2nd, 2007, 9:04pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

А можно еще один отрывочек добавить? Все тоже самое описано, только более подробно и красочно )))
 
Отрывок и книги В.Овчинникова "Ветка сакуры"  
глава РОЖДЕНИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ
 
     Как человеческое воображение  издавна рисовало себе  самые  несметные богатства? В народных сказках  это  чаще всего драгоценный ларец или сундук, полный  жемчужин,  которые можно,  как горох, пересыпать  горстями. Но даже фантазия волшебных  сказок  не  могла  бы представить  тридцать  трехтонных грузовиков, кузов каждого из которых был бы до краев засыпан жемчугом...
     Девяносто тонн  отборных жемчужин -- вот урожай, который  ежегодно дают Японии ее прибрежные воды. История взращенного жемчуга -- это рассказ о том, как человек раскрыл еще одну загадку природы; подчинил своей воле, превратил в домашнее животное такое капризнейшее существо, как устрица. Это  рассказ о поразительной способности  японцев  находить все новое и  новое применение людскому труду, чтобы возместить бедность страны природными ресурсами.
     Жемчуг -- болезненное отклонение от естества, которое присуще организму устрицы не больше, чем камень  в  печени присущ человеку.  Для  того  чтобы внутри моллюска образовалась жемчужина, необходима целая цепь случайностей.  
     Это происходит,  во-первых, лишь  когда под створки  раковины  попадает песчинка; когда, во-вторых, посторонний предмет целиком войдет в студенистое тело устрицы, не поранив при этом ее внутренних органов; наконец, в-третьих, когда песчинка  эта затащит  вместе  с  собой кусочек поверхностной  ткани моллюска,   способной   вырабатывать  перламутр.   Такие   клетки   начинают
обволакивать инородное тело радужными слоями, постепенно образуя перл.
     Воспроизвести все это с помощью человеческих рук -- значит тысячекратно увеличить вероятность некогда редкого стечения обстоятельств,  сохраняя при этом сущность естественного процесса.
     Жемчуг, выращенный при участии человека, в такой же степени  настоящий, как  и  природный,  то есть  образовавшийся  в  раковинах  случайно.  Разве усомнится кто-нибудь в  том, что  яблоки, выросшие на дичке  после  прививки побега от  культурной яблони, не настоящие? Кому  придет  в голову считать ягненка, родившегося в результате искусственного осеменения, не ягненком?
     Представьте  себе горную страну,  которая поначалу дерзко  вклинилась в океан, оттеснила его, а потом  словно сникла, устала от борьбы,  смирилась с соседством водной стихии и даже породнилась с ней. Такова родина взращенного жемчуга  -- полуостров Сима,  где море заполнило долины  между опустившимися горами.
     Зеленые  склоны  встают прямо  из  морской лазури.  Уединенные  бухты, острова, заливы, похожие на горные озера, -- им нет числа.
     Прислушаешься -- какой-то  странный  посвист разносится над дремлющими лагунами. Нет, это не птицы, Вон вдали, возле плавающей кадушки, вынырнула и опять скрылась  человеческая голова. Это ама --  морские девы, ныряльщицы за раковинами и всякой съедобной живностью.
     Выработать в себе способность находиться под водой по сорок-восемьдесят секунд,  повторяя  такие нырки по  нескольку  сот раз  в  день, --  лишь азы ремесла морских дев.  Тут нужно еще и умение ориентироваться на дне. Опытная ама отличается от неопытной тем,  что ныряет  не куда попало, а по множеству примет разыскивает излюбленные раковинами места.  И, уж наткнувшись на такой участок дна, ощупывает его, как знаток леса знакомую грибную полянку.
     Суть  многолетней  тренировки,  помноженной  на вековые  традиции,  -- правильно  поставить дыхание.  Важно привыкнуть очень осторожно брать воздух после  того, как пробудешь  под водой  эти сорок  или  восемьдесят  секунд. Морские девы делают  вдох только ртом, почти не разжимая губ. Так родился их посвист, прозванный "песней моря".  
     Колышутся водоросли, порхают стаи быстрых рыб, и среди них в  сумрачной глубине ищут  женщины свою добычу. Протарахтит где-то вдали моторка, и снова тишину над заливом нарушает лишь посвист морских дев -- странный, берущий за душу звук.
     Перемешав  в этом краю горы и воды, природа порадовала художника, но не позаботилась о земледельце. Мужчинам тут негде пахать, и они издавна уходили рыбачить. Подводный  же промысел во внутренних заливах стал уделом  женщин.
Почему  так получилось?  Говорят,  что  женщина может дольше находиться под водой, что жировые ткани лучше защищают ее от  холода. Пусть так но главное все-таки не в этом.
     Океан требовал мужской работы, порой надо было оставлять дом чуть ли не на полгода.  На  женщинах же  оставалась  забота  о домашнем хозяйстве.  Им приходилось искать пропитание  где-то поблизости. И  они отправлялись на дно внутренних заливов так, как у нас уходят в лес по грибы или ягоды.  
     Ремесло ама существует  в  Японии с незапамятных времен. "Жемчугу  тут обилие",  -- писал когда-то Марко Поло о  стране Чипингу.  Но добравшиеся до нее в XVI веке португальские и голландские мореплаватели  были разочарованы. Вместо золотых крыш  и усыпанных перлами -нарядов  они увидели край  суровых воинских нравов и  принудительной организованной бедности. Непонятная страна к  тому же  оставалась  закрытой,  не  допуская иностранцев никуда,  кроме Нагасаки.
     Лишь  три  века  спустя,  когда  Япония вынуждена была   покончить  с затворничеством  и  распахнуть свои  двери перед внешним  миром,  когда  из феодальных  пут  вырвалась  коммерция, когда тяга  к приобретению  сокровищ, которыми  дотоле  владели лишь  монархи,  охватила буржуазию -- именно тогда волна  стремительных  перемен  в  вековом укладе вознесла  на  своем гребне человека, ставшего основателем жемчуговодства.
     Идея выращивать жемчужины на  подводных плантациях впервые пришла  сыну торговца  лапшой по  фамилии  Микимото.  В 1907 году, после девятнадцати лет безуспешных опытов, ему наконец удалось  получить сферические перлы, вводя в тело акоя  (вид двустворчатых раковин) кусочки перламутра,  обернутые живой тканью другой устрицы.  
     Главной  рабочей силой  в  этих опытах были морские  девы.  Они рядами раскладывали оперированные  раковины  по  дну  тихих бухт,  как высаживают рисовую рассаду.
     Вскоре, однако, Микимото понял, что при резком расширении промыслов ему не хватит ама для обработки плантаций на  дне. Тогда раковины стали помещать в  проволочные  корзины,  подвязанные  к плотам из  деревянных жердей.  Это позволило ухаживать за устрицами с поверхности воды.
     Поначалу  морские девы действительно  были искателями жемчуга.  Затем в течение  полувека -- поставщиками  раковин  для его выращивания.  Однако  с середины  пятидесятых годов  ручная добыча  акоя  с морского  дна стала все больше  отставать  от  спроса. Пришлось  сделать завершающий  шаг  на  пути превращения акоя в домашнее животное:  выращивать не  только жемчужину, но и саму раковину.  
     В конце  июля  вода  во  внутренних заливах полуострова  Сима  мутнеет оттого, что моллюски разом начинают метать икру.  В эту пору со специальных плотов опускают сосновые ветки. Икринки прилепляются к хвое, и  к октябрю на ней уже можно разглядеть крохотные ракушки. Много раз перемещают их потом из одних  садков  в другие:  подкармливают, оберегают  от болезней.  Наконец, здоровых, полновесных трехлеток продают на жемчужные промыслы.
     Лишь  этот  путь,  подобный выращиванию цыплят в инкубаторе,  позволил обеспечивать нужное промыслам  количество  раковин. А  их сейчас требуется ежегодно около пятисот миллионов штук!
     Помощь  морских  дев  бывает  теперь  нужна лишь  в  случае  стихийных бедствий. Если  с океана налетит  тайфун, сорвет  с якорей  плоты,  размечет корзины, лишь ама могут уменьшить ущерб, собрав со дна драгоценные раковины...
 
Далее читать здесь:  
http://www.lib.ru/EMIGRATION/OVCHINNIKOV/sakura.txt
в главе "Рождение жемчужины"

« Изменён в : февраля 2nd, 2007, 10:08pm пользователем: Tiere » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Японский жемчуг
« Ответить #2 В: февраля 2nd, 2007, 9:48pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

ТИэрэ, спасибо!
"Ветка сакуры" - да, это чудесная книга!   work
 
ТОлько ссылка ведет в никуда...  Cry
« Изменён в : февраля 2nd, 2007, 9:51pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Tiere
Гость

Е-мэйл

Re: Японский жемчуг
« Ответить #3 В: февраля 2nd, 2007, 10:12pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

в февраля 2nd, 2007, 9:48pm, Альвдис Н. Рутиэн написал:
ТОлько ссылка ведет в никуда...  Cry

 
*внимательно посмотрела на ссылку*
ой... я случайно дала ссылку не на текст в сети, а на открытый файл в моем компе... Все поправлено, должно работать...
 
а вот здесь есть еще некоторые его работы:
http://cherdak-ogo.narod.ru/authors/ovchinnikov.htm
http://www.lib.ru/EMIGRATION/OVCHINNIKOV/
 
Я тут еще немножко по темам поползаю - кое-где вдруг еще что у меня дополнительное-любопытное найдется...
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Японский жемчуг
« Ответить #4 В: января 17th, 2010, 12:55pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

У Зайцы Ушастой очень большой материал о японском жемчуге и Кокичи Микимото, создателей культивированного жемчуга.
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/170894.html
Всё копировать не буду, отдельные моменты.
 
Ныряльщицы-ама, старинные и современные:

В средние века (примерно так с 15го по 19й века) ама были весьма уважаемой и престижной профессией. Ныряльщицами становились дочери и жены рыбаков и крестьян, живущих вблизи моря. Хорошая ныряльщица за сезон зарабатывала много больше мужчины-рыбака или фермера и считалась хорошей и выгодной партией. К тому же, работать ама могли вплоть до старости. Говорят, что ама зрелого возраста (лет 40-50) могла находится на глубине дольше молодых.  
 
Кокичи Микимото родился 10 марта 1858 года  
...
Почти 20 лет ушло у него на оптыты с разными моллюсками и разными материалами, которые могли бы послужить зародышем будущей жемчужины. Весь доход от ресторана и продажи овощей и морских деликатесов уходил на исследования. Опыты шли медленно и с большим трудом. Раковины не желали принимать инородные тела и дохли буквально от косого взгляда. На рост раковин и формирование жемчуга влияло тыща и одно условие: температура воды в море, наличие течений, как теплых, так и холодных, естественные враги, выжиравшие плантации устриц, паразитные водоросли и болезни самих раковин... Кокичи был на грани банкротства и только его семья и Умэ продолжали верить в его успех.  
...
В 1899 году Микимото открывает первый магазин ювелирных изделий из культивированного жемчуга в Токио, в районе Гинза, где кучкуются всякие прочие дорогие модные магазины, в том числе и западных компаний.  

 
В 1907 году была открыта первая ювелирная фабрика "Микимото", занимавшаяся изготовлением всего спектра ювелирных изделий, не только из жемчуга.  
Однако, создание и успешное производство культивированного жемчуга обвалило цены на жемчуг в Японии. И Микимото решает осваивать западный рынок.  
Первый магазин "Микимото" за пределами Японии был открыт в 1913 году в Лондоне.
 
В 1930 году Кокичи Микимото был приглашен на торжественный ужин в Императорский дворец в Токио как один из 10 лучших изобретателей Японии.

В самом центре нижнего ряда - император Сёва (в очках), справа от него - Кокичи Микимото (седенький такой).  
 
Чтобы доказать всем, что его компания всячески борется за качество выращиваемого жемчуга, в 1932 году Кокичи провел как сейчас бы сказали "пиар-акцию": в городе Кобе при полном собрании иностранных журналистов на глазах у них и прочей изумленной публики были торжественно сожжены несколько килограммов жемчуга низкого качества.  

Вот прям так, лопатами, жемчуг с мелкими дефектами поверхности засыпался в огонь. Здесь, кстати, Микимото представлен в своем облике, наиболее растиражированном в мире - котелок и черный плащ.
 
Кокичи Микимото продолжал работать до самых своих преклонных лет. И несмотря на свой достаток (мягко говоря) вел очень скромный образ жизни.    

Он умер 21 сентября 1954 года в возрасте 96 лет. От старости.
 
Так как же выращивают жемчуг в компании "Микимото"?  
  
Прежде всего для получения жемчуга нужна устричная раковина вида "Акоя". Здоровая материнская устрица производит некоторое количество устричных же детенышей, о росте и питании которых заботятся не менее тщательно, чем о младенцах, оберегая их от любых потрясений и болезней. Прежде, чем устрица сможет заняться пестованием жемчужины, ей надо подрасти в таких вот тепличных условиях 2-3 года.  
  
Затем наступает время подготовки ядра будущей жемчужины. Опытным путем Кокичи Микимото установил, что самым благоприятным для раковины имплантантом оказываются гладко отшлифованные шарики из створок пресноводного двустворчатого моллюска, в естественной среде обитаюшего на реке Миссисипи.

 
Культивированный жемчуг, как правило, имеет более ровную и гладкую поверхность. Идеальная сфера - не редкость, а скорее обычная ситуация. Потому как ядро жемчужины составляет гладкую ровную бусину.  
Зародышем же натурального жемчуга может быть любой мусор, попавший в мантию моллюска. И сечение жемчужины этот мусор и показывает. И форма натурального жемчуга очень редко бывает идеальной
 
...
(подробности технологии жемчуга я опущу; кому интересно - ссыль прилагается)
 
Ну, и на закуску несколько фото самых известных ювелирных произведений компании "Микимото"
 
Пятиярусная пагода, копия пагоды храма Хорюдзи в Киото.  
Была впервые представлена в 1926 году на Международной выставке в Филадельфии.  
Содержит общим числом 12760 жемчужин. Отреставрирована в 1993 году.  

 
Брошка-трансформер:  

Была представлена в 1937 на Международной выставке в Париже.Тогда же была продана и на некоторое время исчезла из поля зрения. В 1989 году была выставлена на аукционе в Нью-Йорке, где ее и приобрели нонешние владельцы компании.  
Брошка эта знаменита прежде всего тем, что состоит из некоторого набора деталей, которые могут соединяться по-разному, давая 12 различных украшений, брошек разного типа, пряжек для пояса, браслетов, шпилек и даже колец.  
 
Схема, показывающая трансформации брошки "Колесо стрел" (оригинальное название "Ягурума"Wink.  
   
 
Копия американского "Колокола Свободы".  

Представлен в 1939 году на Международной выставке в Нью-Йорке.  
12250 жемчужин, 366 алмазов.  
Немедленно получил прозвище "Миллион-долларовый колокол".    
  
Королевские короны, которые никогда не носил ни один король.  

"Жемчужная корона Микимото", 1978 год.  
872 жемчужины, 188 алмазов (по 0.1 карата), золото.  
  
И вторая:  

"Жемчужная корона Микимото - 2", 1979 год.  
796 жемчужин, 17 алмазов (по 0.1 карата), золото.    
    
Совсем свеженькое:  

2002 год. Корона для победительницы конкурса красоты "Мисс Вселенная-2002".  
« Изменён в : января 17th, 2010, 1:02pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru