Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
ноября 14th, 2024, 7:33am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Гейши и юдзё (просьба не путать!) »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок востоколюба
(Модераторы: Mim, )
   Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Гейши и юдзё (просьба не путать!)  (Прочитано 11681 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« В: марта 28th, 2006, 7:58pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Проституция в Японии существует уже очень давно. На протяжении всего средневековья удельные князья (даймё) вели то затихающие, то прекращающиеся войны. Войска ходили в походы, самураи и простые воины гибли на поле брани или от болезней, оставались вдовы... Рыбаки уезжали на далекие ярмарки и оставляли своих жен без присмотра, лодочники увозили с собой рыбаков и уезжали сами...  
 
В течение всей истории Японии мы видим мужчин, уезжавших далеко и надолго от дома, женщин, остававшихся без мужей, девочек, у которых не было приданого, чтобы выйти замуж. Немудрено, что в такой обстановке не мог не развиться бизнес секс-услуг.  
 
Двумя основными видами организованной проституции Древней Японии были чайные домики (сатэн) и бани (сэнто). Девушки, соответственно, были по совместительству официантками и банщицами. Было также множество "индивидуалок". Традиционно близкими к полусвету были актеры театра кабуки (напомним, что ими были только мужчины), некоторые из которых по совместительству были проститутами-гомосексуалами.  
 
Наибольшее количество проституток приходилось на крупнейшие города, среди которых выделялась имперская столица Киото и центр торговли - Осака.  
 
В 1603 году Токугава Иэясу окончательно собрал в своих руках всю полноту власти и основал сёгунат Токугава. Своей столицей он сделал Эдо (современный Токио).  
 
Сёгуны династии Токугава были одержимы двумя страстями - к порядку и к безопасности. Естественно, наличие столь массовой и безнравственной индустрии, связанной с криминалом, никак не соответствовало представлениям сёгунов об идеальном обществе. Однако уничтожить ее они не могли - социальную проблему "одиноких мужчин" решить было невозможно. К тому же, основными клиентами проституток были купцы, к котором сёгуны относились еще более подозрительно (они ведь ничего не производят и не воюют!). Считалось, что мысли о развлечениях отвлекают купцов от размышлений, могущих подорвать могущество государства.  
 
Решение нашел Сёдзи Дзинъэмон, владелец публичного дома, подавший в 1612 году прошение о "перестройке" всего секс-бизнеса Эдо. Он предложил выделить для публичных домов отдельных городской квартал и свезти туда всех проституток столицы, поместив их под пристальный контроль полиции. Эта идея находилась в общем русле политики сёгуната, уже предписавшего самураям жить в одном районе города, а простолюдинам - в другом.  
 
Проститутки-юдзё  
Первая петиция Сёдзи застряла в сёгунской канцелярии, и через пять лет он подал второе прошение сходного содержания. Эта бумага уже была рассмотрена и одобрена, и в том же 1617 году проект начал реализовываться. "Веселый квартал" назывался Ёсивара. Первоначально это название значило "Тростниковое поле", но в дальнейшем иероглифы были изменены, чтобы значить "Веселое поле".  
 
В обмен на сотрудничество с тайной полицией в деле выявления "подозрительных личностей" публичные дома квартала Ёсивара были освобождены от налогов. Квартал был окружен рвом с водой и высокой стеной с воротами, закрывавшимися на ночь (примерно в полночь). Девушкам (юдзё) было разрешено выходить из Ёсивара только в трех случаях: для посещения врача, по вызову в суд и во время прогулки с клиентом для любования сакурой. Во всех случаях девушку сопровождал полицейский соглядатай. Ходить девушки имели право только босиком.  
 
Опыт Ёсивара настолько пришелся по сердцу сёгунату, что вскоре аналогичные кварталы по всей Японии. Наиболее известными из них были Симабара в Киото и Симмати в Осаке. Слово "ёсивара" стало нарицательным - общим названием для всех "веселых кварталов".  
 
В 1657 году очередной страшный пожар уничтожил квартал Ёсивара и почти весь Эдо. Во время глобальной перестройки города под публичные дома был выделен новый квартал, поименованный "Новый Ёсивара". Впрочем, его продолжали называть просто "Ёсивара".  
 
Новый Ёсивара занимал около 8 гектар, на нем находилось 200 публичных домов. В Ёсиваре жили 4 тысячи проституток и примерно такое же количество обслуги. Туда запрещался вход с оружием и въезд на лошади. Также в Ёсивара был запрещен вход самураям, но на самом деле они были постоянными его посетителями, скрывая при этом свои лица. В Новом Ёсивара было сохранено закрытие ворот на ночь, однако клиенам было разрешено ночевать в стенах квартала. Ёсивара был засажен ивой (китайским символом проституции) и сакурой.  
 
Выбрать девушку можно было, просто прогуливаясь по улицам Ёсивара. Проститутки сидели по сторонам улиц, на верандах публичных домов за решетчатыми стенками. Фактически, впрочем, необходимость выбора возникала редко. Смена девушки не поощрялась, рекомендовалось, раз выбрав проститутку, "придерживаться" ее. Отметим, что девушки тоже имели право, в некоторых пределах, отказываться или отвергать неугодных клиентов.  
 
Выбор девушки оформлялся полуофициальным договором, чтобы со временем сменить юдзё на ее коллегу, требовалось получить согласие обоих. Конкуренция между девушками не поощрялась. Юдзё становилась как бы второй или "временной" женой клиента. Договоры заключались и фактическое "обслуживание" происходило не на территории публичных домов, а в чайных домиках, которых в Ёсивара было 400.  
 
Клиенты довольно часто влюблялись в юдзё, и те иногда отвечали клиентам взаимностью. Богатый вдовец имел право выкупить юдзё и жениться на ней, но это было очень дорого. Поэтому практиковались различные виды любовных клятв, знаков и договоров - татуировки, вышивки на одежде и даже взаимное отрубание мизинцев. Периодически происходили двойные самоубийства (синдзю) - считалось, что люди, соединившиеся в смерти, соединятся и в следующем перерождении.  
 
Наиболее привлекательные и профессиональные куртизанки назывались таю или ойран. Они не работали в стенах "веселых кварталов" - их приглашали в особняки знатных особ, часто на несколько дней. Вообще, как и для всех слоев японского общества, для юдзё была характерна четкая иерархическая структура, в которой младшие подчинялись старшим.  
 
Большая часть обитательниц кварталов была в детстве продана туда их семьями. Работорговля в Японии была запрещена, поэтому формально с девушками заключались контракты сроком на несколько (обычно пять) лет. Фактически, однако, чтобы уйти из квартала, надо было выкупиться, а большую часть денег, зарабатываемых юдзё, съедали накладные расходы: платья, прически, косметика. Родившиеся в квартале дети также оставались в нем учиться и работать.  
 
Нельзя сказать, чтобы все юдзё были недовольны своей работой. Многие из них вполне осмысленно предпочитали ее браку времен Токугава, делавшему женщину запертой в доме экономкой при муже. Жены, в свою очередь, предпочитали, чтобы мужья заводили официальных любовниц-юдзё, а не шлялись по соседкам.  
 
Несмотря на все усилия правительства, проститутки-любительницы и проститутки по совместительству (все те же банщицы) продолжали конкурировать с лицензированными юдзё. Основной формой наказания нарушительниц было переселение в "веселый квартал".  
 
Клиента в Ёсивара, впрочем, как и в других "злачных местах", могли и ограбить, и обобрать. Кроме самих девушек, этим также промышляли сводники, среди которых были как женщины, так и мужчины.  
 
Искусницы-гейши
Большую часть времени в Ёсивара мужчины проводили не за занятиями сексом, а за чашками саке, танцами, песнями и весельем. Собственно, именно этого им не хватало дома, где отношения между супругами были строго кодифицированы, а излишняя веселость могла сказаться на родительском авторитете. Поэтому, кроме собственно проституток, с самого появления квартала Ёсивара в нем работали мужчины-заводилы, совмещавшие функции массовика-затейника, тамады и аккомпаниатора пьяных песен. Их называли гэйся ("искусники"), а также хокэн ("шуты").  
 
В 1751 году в киотосском квартале Симабара появилась первая женщина-заводила. В 1761 году в Ёсивара появилась первая профессиональная женщина-гэйся. Ею была Касэн из дома Огия, сначала работавшая юдзё, но выплатившая все долги и начавшая самостоятельный бизнес. Вскоре женщины-гэйся стали так популярны, что полностью вытеснили с этой работы мужчин. Уже к началу XIX века термин "гэйся" (или гейша, как принято писать в России), стал обозначением исключительно женской профессии.  
 
В отличие от юдзё, гейши работали не только и не столько в "веселых кварталах". Они приходили по вызовам всюду, где мужчины собирались на дружеские вечеринки (гейши называли их "дзасики" - буквально это переводится как "комната", клиенты - "энкай", "банкет"). Основным достоинством гейш было умение весело и остроумно поддерживать беседу. Они шутили, читали стихи, пели песни, танцевали, аккомпанировали мужскому пению, организовывали немудреные, но веселые групповые игры. Основным музыкальным инструментом для гейш был трехструнный сямисэн.  
 
Официально секс в программу развлечений гейш не входил, так как они не имели на него правительственной лицензии. В реальности, однако, все зависело от договора между гейшей и клиентом. Как и юдзё, гейши часто заводили полуофициальных поклонников-любовников и находились у них на содержании.  
 
Руководили гейшами "матушки" (ока-сан), а сами они называли друг друга сестрами . Естественно, речь не шла об их равенстве, так как в японском нет просто "сестер", есть только "младшие сестры" и "старшие сестры". Старше считались не те гейши, кто старше по возрасту, а те, кто дольше занимается этой работой. Районы, в которых жили общины гейш, назывались ханамати - "цветочные улицы".  
 
Как и у юдзё, у гейш была сложная система именования. У них не было фамилий, а имена переходили по наследству от предыдущих гейш этого ханамати. Обычно все эти имена начинались на корень, придуманный для этого при основании ханамати.  
 
Гейши-ученицы назывались майко. Учились они, как и юдзё, методом "минарай" - "наблюдение и участие". В первую очередь майко учились правильно краситься, одеваться, ходить, танцевать, играть и петь. Всем этим майко и занимались, пока их старшие сестры общались с мужчинами. Именно умение свободно и раскованно, но при этом почтительно говорить считалось самым трудным в обучении гейши.  
 
Другой важной функцией гейши во время застолья было подливать гостям саке. В Японии во время пиршества не принято наливать себе спиртное самому. С другой стороны, очень важно, кто, как и сколько кому наливает. Помимо умения наливать саке, существенным для гейши было также умение его пить или изображать, что пьешь. Зато во время банкетов гейши никогда не едят.  
 
Концентрируясь на развлекательной стороне "дела", гейши завоевывали все большую и большую популярность. Особенно ценились и уважались гейши из Киото, города с древними культурными традициями. Однако гейши не ограничивались традициями, а постоянно изобретали новые виды причесок, расцветки кимоно, новые танцы и песни.  
 
Как и юдзё, гейши не имели права выходить замуж, не "выйдя из бизнеса". Такое право имели только "матушки". Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности. Эта процедура проходила практически как обряд, называлась мидзу-агэ, а совершал ее один из пожилых и уважаемых клиентов ханамити.  
 
Современная Япония  
Расцвет деятельности гейш пришелся на вторую половину XIX века. Примерно с 1840-х годов начались активные гонения на проституцию, изобретались различные схемы "перевоспитания" юдзё, и на их фоне гейши выглядели более благопристойно. К тому же, они были совершенно необходимы для достойной организации банкетов.  
 
Время особой популярности профессии гейши - конец XIX и начало XX века. Будучи более культурны, чем юдзё, гейши "во всеоружии" встретили реформы страны, став носительницами древней и традиционной культуры. Однако то, что гейш сначала спасло и вознесло, их же и погубило.  
 
Став символом старины, гейши становились все менее и менее интересны молодежи. Среди нее набирали популярность дзёкю, барменши. Они были также раскованы, как гейши, не отказывались от сексуальных приключений и были воплощением духа модернизации. Клиенты гейш все более и более переходили в категорию "пожилые люди", соблюдающие традиции.  
 
В 1957 году были окончательно ликвидированы "веселые кварталы", а проституция была полностью запрещена. Естественно, это не уничтожило проституток, а просто заставило их снова уйти в подполье бань, баров, чайных домиков и т.д. Опыт общения с иностранцами заставил перестроить жизнь и быт японских проституток на "современный" европейский и американский лад.  
 
Гейши же, как уже было сказано выше, остались последними хранительницами традиционной японской женской культуры. Только они во всей стране умеют правильно носить кимоно и белить лицо, только они сохраняют в неприкосновенности древние танцы и веселые песни. Это и поддерживает гейш на плаву, поскольку традиции и их хранители в Японии всегда уважают и почитают.  
...
 
Также популярна запрещенная подростковая проституция. Ранее, напомним, страсть мужчин к девочкам удовлетворялась за счет общения с майко. Сейчас же майко можно стать только в 18 лет.  
 
Чисто японская разновидность подростковой проституции - старшие школьницы, ходящие за деньги на свидания с мужчинами среднего и преклонного возраста. Эти свидания не всегда подразумевают половой акт - иногда это только поход в кино или ресторан, беседы на лавочке при луне, совместное любование сакурой... Такая проституция называется "эндзё косай".  
 
 
Как видим, специфика японской секс-индустрии заключается в том, что секс в ней - главное, но не определяющее. Большая часть этой индустрии - разговоры, намеки, простое человеческое общение и всевозможные развлечения. В отличие от многих других аналогичных культур, собственно сексуальные техники всегда в Японии считались второстепенными.
 
http://diary.ru/~Yamato-Nippon-Japan/?comments&postid=10110893
« Изменён в : июня 19th, 2007, 1:51pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #1 В: марта 28th, 2006, 8:00pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Статью я слегка подсократила - сомневаюсь, что "пикантные" подробности современности так уж важны.
В статье одна ошибка: в Кабуки изначально играли женщины, но они именно что совмещали две профессии, посему театр был сначала запрещен, а потом снова открыт, но уже с актерами-мужчинами.
Зарегистрирован
Kururnir
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #2 В: марта 28th, 2006, 9:05pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Вот теперь можно идти смотреть мемуары :-)
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #3 В: марта 28th, 2006, 9:13pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Хотите совет? Лучше найдите в киосках ДВД диск "Сёгуна". Потому что китаянки, играющие японок... это не Дао  Cry
 
Список ошибок в "МЕмуарах" огромен...
http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=east;action=display;num=1 122908839 (в конце треда)
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #4 В: марта 29th, 2006, 8:51pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

И вот еще исправляют неточности в статье.
 
Во-первых год появления первой гейши - 1752, вернее это год "официального признания" данной профессии. Далее - никаких "договоров между гейшей и клиентом" не могло быть заключено, т.к. с самого зарождения ханамати любые переговоры между клиентом и гейшей шли исключительно через окия. Более того, фактически, гейши смогли удержаться на плаву и выдержать конкуренцию с тайю/ойран (которые были, кстати говоря, не менее искуссны в пении, танцах, чайной церемонии и музыке) только потому что никогда никоим образом не претендовали на их нишу (оказание сексуальных услуг). Что же касается "полуофициальных поклонников", то если речь о данна (букв. покровитель), то данна заводили далеко не все гейши, и денежная сторона никогда не была главной в отношениях гейши и данна.  
Также в статье не упомянут т.н. Музей тайю, где профессия тайю (за исключением ее сексуальной составляющей) сохранилась до сих пор. Что же касается Касэн из дома Огия (якобы, первой гейши), то информация о ней крайне противоречива и недостоверна, так что называть ее "первой гейшей" несколько опрометчиво.  
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #5 В: марта 31st, 2006, 5:16pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

И вот еще критикуют сию статью.
http://community.livejournal.com/ru_japan/446201.html
 
статья изобилует рядом неточностей. утверждаю это потому, что именно сейчас читаю прекрасную книгу "Yoshiwara", в которой все подробно описано и история и нравы. например ложно утверждение, что такие же районы открылись в Киото и Осака после того, как открылся район Yoshiwara в Эдо. Эти районы существовали там задолго до того, как Эдо вообще стал столицей.  
 
Прошение об открытии районы подавал владелец публичного дома от имени всех владельцев публичных домов Эдо, а не от своего лично. подавал прошение один раз и разрешение выдано было после смерти Иэясу Токугава, его сыном.  
 
никакой стены в Yoshiwara не было. был только ров.  
 
Перенос Yoshiwara от моста Нихонбаши планировался заранее еще до Великого пожара Эдо 1657 года. Для переезда владельцам Yoshiwara предложили два варианта расположения - и они выбрали тот, что был ближе к храму Sensoji.  
 
После пожара Yoshiwara еще не успела епеехать, как ей приказали открыться и работать во временно построенных бараках на старом месте, пока будет построена новая Yoshiwara, а потом все равно перевеззли всех и рпиказали открыться в крестьянских домах.  
 
Гуляние босиком куртизанок даже в люты холод нисколько не было обязательным предприсанием сегуната. это, во-первых, воспитывало силу духа (по мнению содержательниц домов), во-вторых, в носках не очень-то погуляешь на высоких туфлях - запросто нога соскользнет и перелом обеспечен.
 
никакие купцы не были клиентами первоначальных публичных домов в Эдо. просто потому что купцов в Эдо тогда прост оне было. Они появились позже - в конце 17-ого века, сначала как нувориши, котрых кстати сегунат несчадно гонял за любительство роскоши, а потом уже как полноправные члены общества в середине 18 века - так как купцы и торговцы были приняты в экономическую систему Эдо.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #6 В: апреля 23rd, 2007, 9:12pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Несколько офф-топ, но больше некуда, а на отдельную тему не тянет...
 

 
В Киото на театральную сцену вышли настоящие гейши. Шоу, название которого с японского переводится как 'Танец столицы', разделено на четыре части, по числу времен года.  
 
Каждому сезону соответствует определенный наряд танцовщиц и ритм их движений. На сцене изображают то цветение вишни весной, то опадание листьев осенью. Несмотря на то, что в день дают несколько представлений, интерес публики не угасает.  
 
Зрители каждый раз наполняют зал до отказа. 'Танец столицы' впервые стали показывать более века назад, напоминает НТВ. С тех пор гейши появляются на сцене ежегодно.
 
Источник: НТВ.Новости  
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #7 В: июня 19th, 2007, 2:09pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

В чем главное визуальное отличие гейши от юдзё? Всё предельно просто: в поясе.
Юдзё - это единственный тип японских женщин, у кого пояс завязан СПЕРЕДИ. Это объясняют тем, что, дескать, при ее профессии завязывать-развязывать приходилось часто... но я думаю, дело в другом. Перевернуть узел оби на спину - одно движение; дело же явно в знаке профессии.
 
А теперь вдохнули и не выдыхаем: эти величественные дамы - это и есть юдзё. Высшей категории - таю.
 


(превьюшки кликабельны)
 
Теперь о гейшах и майко. Статус майко - гейши-девственницы - столь же ясно маркируется поясом, как и статус юдзё. Концы пояса майко всегда свисают свободно:

 
И вот несколько гейш. Обратите внимание на длинное хикидзури - кимоно для танцев. Такие кимоно изготавливаются и в настоящее время, поскольку танцуют гейши, как вы понимаете, и до сих пор.

К сожалению, на этих замечательных рисунках не отражен макияж гейши -  набеленное лицо.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #8 В: июня 19th, 2007, 4:24pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

А статью всё исправляют и исправляют... прям Википедия какая-то получается  Cool
 
В статье небольшая неточность - юдзе ходили не "босиком", а в сандалиях на босу ногу.
Тот факт, что юдзе ходили без носочков (в отличие от обычных женщин), считался чрезвычайно эротичным и хорошенькая пяточка юдзе японцев чрезвычайно возбуждала.
 
И еще одна забавная деталь:
Учитывая строгую регламентацию всех сторон жизни в Японии эпохи Токугава, а также, что купцы формально находились на самом низшем уровне "общественной пирамиды" (ниже даже крестьян), соответственно "кидать понты" им (в отличие от других нуворишей) было гораздо сложнее. Поэтому, в основном для этого использовались нерегламентированные области (например, нэцке). Одной из таких областей был веселый квартал. Показателем "крутизны" было снять на ночь сразу все заведение (а на начальном этапе - и весь квартал, что после стало недостижимой мечтой из-за повышения цен).
« Изменён в : июня 19th, 2007, 4:38pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Shiomi
Гость

Е-мэйл

Re: Вот как надо шить кимоно! И носить
« Ответить #9 В: июля 1st, 2008, 4:21pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Что касается Лизы Делби, то она вряд ли "работала" гейшей.  
 
Лиза Дэлби – американская ученая-антрополог, в 70х годах в рамках своего научного исследования общин гейш прожила некоторое время в ханамати (общине) гейш Гиона – Понтотё. Автор книг «Гейша» и «Кимоно», многих антропологических трудов о японском обществе. (это примечание переводчика статьи, http://dration.livejournal.com/876589.html)
 
Сейчас гейши в Японии - анахронизм, однако выход фильма вновь пробудил интерес общественности к этим необычным общинам. Так или иначе, гейши до сих пор существуют в современной Японии. Музыка и танец, который они представляют, кимоно, которые они носят, прически и макияж, который придает им такой особенный вид – все это относится к культуре XIX века, к традиционным японским идеалам женской красоты и поведения.
Тогда гейши были законодательницами моды – все модницы использовали белую рисовую пудру. Кимоно было общепринятой одеждой, а опущенный на спине воротник считался сексуальным, поэтому гейши обнажали спину больше, чем другие женщины. И Оби (японский декоративный пояс для кимоно в виде широкой полосы ткани – OD) спущенный низко на бедра считался шиком, и естественно, гейши носили оби как можно ниже. Но гейши не только концентрировали и использовали все женственное и эротическое в культуре, с них начинались все модные течения - в одежде, прическах и макияже.
Их роль как законодательниц мод закончилась в 1920-30 годах, когда западные веянья пришли в Японию. Вместо того чтобы возглавить моду - сменив высокие прически на короткостриженные волосы, а кимоно на западные платья гейши оставили новую моду для актрис и официанток. Они закрылись в своей скорлупе и провозгласили себя кураторами старой японской красоты. Сменилось уже несколько поколений со времени расцвета культуры гейш, однако это делает гейш еще более экзотическими чем когда-либо.
Традиционно облик гейши это бесстрастное белое лицо, невозможно красные губы, черные волосы, уложенные в сложную прическу и тело, завернутое в длинное черное кимоно, открывающее только уязвимую заднюю часть шеи и спину. Основные цвета – белый, черный и всполохи красного. На западе этот образ вызывает фантазии о женском раболепии перед мужчиной и невероятных эротических умениях. В Японии это высочайший уровень официального костюма гейши в полном облачении.
Гейша сама наносит макияж. Как часть инициации ученицы, майко, в Киото ее «старшая сестра» первый раз помогает ей наносить макияж. После этого она сама решает, какое количество розового надо добавить, чтобы оживить мертвенно-белое лицо и решает сама, насколько большую площадь губ покрыть бени – ярко-красной краской для губ, которую производят из сафлоры. Все эти детали отражают ее индивидуальный стиль.
Процесс нанесения макияжа гейши вначале довольно сложен, но вскоре девушки учатся справляться с ним быстрее. Первый шаг – взять немного похожей на воск субстанции, называющейся Бинтцуке абура и разогреть между ладонями. Основная составляющая бинтцуке абура – ягоды Toxicodendron succedaneum. Древесный воск использовался в косметике и парикмахерском искусстве Японии тысячелетиями. Чтобы сделать его мягче его смешивают с небольшим количеством кунжутного или арахисового масла, последний ингредиент – отдушка (традиционно - алое или гвоздика).
Руками гейша втирает бинтцуке абура в лицо, шею и верхнюю часть спины. Это липкая основа, на которой лучше держится белая краска. Потом она разбавляет белую тональную основу, называющуюся нери-оширои водой до требуемой ей консистенции (более плотную для традиционного макияжа, более тонкую для менее формального и более «натурального» вида). Затем, используя плоскую широкую кисть, быстрыми мазками наносит белила на кожу. Сейчас белила больше похожи на актерский грим, вроде того, чем пользуются клоуны, но раньше в ее ингредиенты входили свинец, ртуть и цинк. Затем гейша наносит рисовую пудру – она использует спонж или пуховку чтобы подсушить белила и затем наносит последний слой оширои – пудры.
Майко оставляют две полоски чистой кожи на задней стороны шеи, повторяющие линии роста волос (три для официальных случаев). Они прикладывают к шее шаблон, когда наносят оширои, чтобы полоски получились ровными.
Полная прическа гейши это низко перехваченная петля волос на затылке, которая скрывает нижнюю часть шеи. Поэтому в некотором смысле туалет гейши проще, чем у майко.
Уголки глаз подводят линией красного бени. Изначально такая линия была призвана отвести неудачу от ее обладателя. Брови сначала красят слоем красной краски, затем вычерчивают угольно-черным карандашом. Конечно, сейчас гейши используют жидкую подводку, щипцы для ресниц и тушь.
Затем губы: здесь разница наиболее очевидна: маленькой кисточкой майко-новичок красит только свою нижнюю губу, оставляя верхнюю не накрашеной под слоем белил. Через год она красит уже обе губы. Традиционный вид предполагает маленькие красные губы, которые рисуются меньшего размера, чем настоящие, однако теперь наблюдается тенденция к тому, чтобы раскрашивать все большую площадь губ, дабы отвечать требованиям западных идей о полногубой красоте.  
Волосы Майко в соответствии с одним из шести стилей все шее покрывают воском, гладят и пропитывают маслом, из-за этого майко вынуждены спать на маленькой деревянной «подушке» поддерживающей только шею. Старшие гейши могут позволить себе разные прически, но с 50х годов для полного облачения гейши всегда надевают парик.
Сейчас большую часть рабочего времени гейша не носит белого макияжа и длинного кимоно, которые стали их символом на западе. Этот костюм используется только для официальных случаев. Обыкновенно они укладывают волосы в несложную прическу, используя шиньоны .  
 
© - Lisa Dalby for Sunday Times
Перевод – OLA Dration для некоммерческого использования
Translate on russian by OLA Dration for non-commercial purposes only.
 
 
Зарегистрирован
Shiomi
Гость

Е-мэйл

Re: Вот как надо шить кимоно! И носить
« Ответить #10 В: июля 1st, 2008, 5:11pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

от себя добавлю, что книжку "Гейша" найти оказалось очень не легко и все рецензии весьма лесные.  
 
есть другая замечательная книга "Исповедь гейши" Кихару Накамура, ее найти не сотавит труда, при желании. автор - коренная японка, симбаси-гейша, мастер игры на сямисене.  
она пишет, что летние кимоно шились так же и из органзы, для речных и морских прогулок использовались имено они, так как кребдышиновые становились липкими. на неофициальных прогулках позволялось носить юката. летом от нижнего кимоно почти отказывались. яркие узоры сменялись на спокойные тона и рисунки волнами и полосатые расцветки, цвета приемущественно бело-фиолетовый, бело-синий.  
 
бело-черно-красное кимоно гейши, самый официальный наряд
Зарегистрирован
Shiomi
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #11 В: июля 4th, 2008, 3:13pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

http://www.portfelio.info/japan_st/geisha.php
обратите внимании на фотографии! особенно меня впечатлила первая - такие очаровательные майко  sun
 
"В возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя церемонию инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве случаев это было имя старшей сестры). С этого момента молодая гейша должна быть причёсана и одета соответствующим образом и тогда же старшая сестра начинает знакомить её со своими клиентами, причем, чем их больше и чем популярнее старшая сестра, тем лучше младшей — у неё есть шанс заранее подобрать себе «клиентскую базу». В обязанности старшей сестры входит также подбор подходящего клиента для мидзуаге — процедуры, включающей дефлорацию молодой гейши. Отношение к девственности в культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне отношений с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и клиент для этой цели отбирался с особой тщательностью. По окончании процедуры майко переставала быть ученицей и становилась полноправной гейшей, имея с этого момента право на специальную причёску. Отдельно нужно отметить, что в настоящее время процедура мидзуаге гейшами не проводится."
Зарегистрирован
Uchiha_vs_Uchiha
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #12 В: сентября 6th, 2008, 1:27am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Очень интересный текст, посвященный исследованию веселых кварталов и их обитателей
 
http://www.japonica.ru/Texts/Yoshiwara.shtml
 
Привожу отрывок, посвященный нарядам
 
Мода у женщин из Ёсивара
 
Какими бы они предстали перед нами, эти знаменитые женщины? Шокирующими — прежде всего из–за своей косметики. Журналы мод прошлых дней были просто загипнотизированы стилизацией лиц и тел гейш и куртизанок. На их страницах мы прослеживаем созданные ими же мифы, — хотя многое из сказанного было истинным.
 
Мистическая элегантность мелочей, стилизированные жесты, странная скользящая походка. Интенсивное демонстрирование вежливой воспитанности, выстроенной в соответствии с тщательно выработанным в древности намерением обретать  высшее удовольствие в искусственности. Макияж гейши — это маска, скрывающая действительное за неким экраном; традиционный парик, огромный, тяжелый, сложный. Слои величественных шелковых кимоно — сияющих и сверкающих. Тончайший, бледнейший оттенок розового у тела; далее — красный, затем разновидность желтого и красного, бледная слива и черное, парча, закрепленная зеленым оби и алым шнуром.
 
 
Это — картина в преувеличенных цветах, однако столь много в ней декоративного, столь много — от традиционных цветов и тканей, что за ними иногда трудно разглядеть индивидуальность. Образ девушки из Ёсивара, представляемой гостям, являет своего рода картину.
 
«Создание» лица и головы куртизанки и гейши представляло собой долгий и сложный процесс, столь же ритуализированный, как синтоистская молитва. С отмытым лицом девушка садилась перед целой батареей зеркал и исследовала свои черты. Сперва она наносила базовый слой из масла камелии, затем — полумаску из розовой нижней грунтовки. Токийские гейши накладывали белое на розовое; гейши из Киото начинали с белого, а розовый добавляли позже. Маска быстро твердела, поэтому требовалось проворство рук. Свежей, плоской кистью все растиралось так, чтобы выглядело, как слоновая кость, и нигде не проглядывала настоящая кожа.
 
Далее следовала кисть для румян вокруг глаз и для создания кукольно гладких щек. Брови и ресницы очищались влажным полотенцем перед тем, как их окрашивать. С помощью хлопчатой пуховки наносилось некоторое количество белой пудры, которая покрывала все. Затем шел черед небольшого рисования с помощью черного карандаша: создавалась иллюзия наличия коротких бачков. Брови рисовались очень красными, затем покрывались черным, так чтобы проступала лишь ниточка красного цвета. Рот оставался маленьким, невыразительным, начертанным ярким вермиллионом. Глаза также очерчивались красным с помощью тонкой кисти; поверх проводилась новая линия черной сажей. Много материала белой маски накладывалось на горло, грудь и основание шеи — столь фетишизированное в мужском представлении место, которое японцы считают самым прекрасным и соблазнительным. Наконец, добавлялся сложный черный парик — лакированный, с драгоценными украшениями и многочисленными шпильками.
 
Популярная японская книга о модах в Ёсивара, датированная 1791 г., позволяет нам детально взглянуть на стили и облики великих куртизанок.
 
Верхняя одежда состояла из белого нанако с изображением пурпурных облаков, среди которых проглядывали некие фактурные узоры. То там, то здесь были вышитые шелком цветы, подкрашенные еще и от руки и представленные в ярких красках четырех времен года, а плюмаж состоял из цветка глицинии, вшитого в платье пурпурной шелковой нитью. Нижняя одежда состояла из фигурного сатинового платья, отороченного простым коричневым шелком Хатидзё и вышитым теми же цветными шелковыми узорами, а также из более низкого пояса из багряного набивного сатина, разлинованного ярко–алым шелковым крепом. Приводя пример красоты и высокой стоимости ночного халата одной из молодых дам, Кэйсэй–кай Сидзюхаттэ («Сорок восемь способов покупки куртизанок») замечает, что «одеяние было из алого крепа с пурпурным набивным сатином по кромке и золотыми и серебряными нитями по краям, создававшими эффект волн, разбивающихся о берег, тогда как ее ночной пояс был из кабэ–тёро (складчатого шелка)».
Узор сикакэ, или плаща обычно представлял собой облако с молнией и золотым драконом, либо скалы с пионами и тигра, гоняющегося за бабочкой; вышивка была золотой или серебряной.
 
 
То, что одеяния дзёро в поздний период были яркими и пышными, ясно видно из гравюр Утамаро, Эйсан, Кунисада и других. В то время в каждом «веселом доме» существовали фиксированные правила относительно материала, способа пошива, цветов и узоров для одежд, носимых определенным разрядом женщин, и этим правилам строго следовали. Таким образом, никакой проститутке не разрешалось одеваться во что–либо, несоответствующее ее рангу, даже если материально она и могла себе это позволить.
 
Популярный писатель XVII в. Сёдзан детально описывает костюм своей главной героини, а также те месте, где она надевает его:
 
Величественность ее одеяний превосходит возможности почти любого описания. Ее платье состоит из долгой накидки из парчи с богатой вышивкой. На голове ее — орнамент из ослепительно сверкающих шпилек (сделанных из лучших черепаших панцирей), ярко поблескивающих вокруг его головы, подобно ореолу святого; ее восхитительная красота такова, что один взгляд на ее лицо пленяет душу навеки. <…> С помощью этого описания легко себе представить опрятность ее жилища, со вкусом произведенный подбор мебели и изысканную элегантность ее индивидуальных привычек. Каждая ойран класса ёбидаси в сумерки непременно выходит пройтись по Нака–но тё. Ее сопровождают две камуро (молодых прислужницы), две взрослые служанки (синдзо), мужчина с фонарем в коробке (хакодзётин), другой мужчина с зонтиком на длинной ручке и пожилая женщина (яритэ) — компаньонка.
Эти женщины относятся к домам хаммагаки. Их дневные часы работы — с 12 до 4 часов пополудни; вечерние — с заката и до полуночи. <…> Одежды у них в основном из бархата, крепа, простого и набивного сатина (хабутаэ), пояса (оби) — из золотой парчи, бархата, «дамасской» ткани и проч. В распоряжение каждой девушки предоставляются пара комнат площадью в восемь циновок каждая.
Их футон [разновидности мягкого матраца] из бархата и «дамасской» ткани [плотно набитые, толщиною до 20 см], сверху их покрывают специально сотканным крепом, и у каждой женщины есть два таких футон. Используемые ночью покрывала — из черного бархата с добавленным красным крепом.
 
 
А вот — описания одежд нескольких гейш, которые приводит Тамэнага Сюнсуй в «Сливовом календаре любви»:
 
На ней одежда в серую полоску из плотного шелка уэда, а пояс двусторонний, как окрас кита: с исподу жатый креп, а налицо черный с фиолетовым шелк «ивушка». Нижние одежды темно–синего атласа с некрупным узором. <…>
На ней яркое верхнее кимоно из шелка с рельефной полоской, по которому пущен узор: бабочки с поднятыми крыльями. Нижнее кимоно с крупной набивкой по мышино–серому фону фиолетовым &#8213; гвоздики, вписанные в ромб, по четыре в каждом. Ворот нижнего кимоно узорчатый: алым по белому тончайшими линиями каллиграфические знаки. На рукавах узор из белых пятнышек как спинка олененка, только фон пурпурный. Широкий пояс оби &#8213; из черного бархата, на подкладке алого шелка ямамаю. Сверху талию подчеркивает пояс поуже, украшенный броским узором «цепочка», цвета &#8213; бежевый и серо–голубой. Этот поясок отделан еще и золотым галуном, ровно такой ширины, как требует мода. <…>
На вид она &#8213; живое отражение великого актера Хамамурая. Волосы ее разделены на две части и уложены в прическу варигарако, к лицу ей и дорогие заколки. Шея ее белее снега. Очищенное лучшими снадобьями, лицо лишь слегка тронуто гримом и белилами сэндзёко &#8213;это выглядит особенно утонченно. На ней белое ночное одеяние с каймой из заморского ситца, оно перехвачено узким пояском из черного бархата и шерсти золотисто–чайного цвета.
 
 
Гейше или проститутке, собирающейся на вечеринку, праздник или просто на прогулку, помогали маленькие служанки с должным энрё (почтением), так как облачиться в одежды или праздничное кимоно было серьезной задачей для экспертов по собиранию в складки и завязыванию (пуговиц там не было вообще).
 
Старая инструкция по правильному способу одевания начинается так:
 
Сперва надевается белая нижняя рубашка и белая шелковая рубашка. Затем — белые носки. Нижние одежды завязываются на талии поясом и нижним шарфом. Набрасывается накидка, правый полог заправляется под левый. Она плотно завязывается поясом, чуть ниже талии. Обдерните накидку, чтобы край лишь немного закрывал пятки. Далее, завяжите другой пояс выше талии и оберните нижний шарф вокруг талии. Теперь возьмите широкий оби; оберните его вокруг талии дважды, завяжите его концы сзади, чтобы длинный конец оказался выше узла, а короткий — ниже. Крепко затяните. Сложите длинный конец через турнюр оби, завязанный в турнюрный шарф, и завяжите концы последнего спереди, заткнув концы сверху оби. Сложите длинный конец оби внизу в виде трубки, заткните короткий конец оби в образовавшуюся трубку. Очень крепко закрепите все получившееся поясом оби; соберите его концы спереди и плотно свяжите их.
 
 
Так как ранние свободные одежды со временем превратились в плотные кимоно, среди куртизанок, гейш и высокородных дам возник определенный тип ходьбы. Один из ранних американских наблюдателей, Таунсенд Харрис, писал: «Она семенит, как если бы ее ноги были связаны в коленях». У куртизанок была особая походка, называвшаяся нукиаси тю–бинэра — «грациозный шаг с покачиванием бедрами в чувственном движении».
 
Женщины ходили на деревянных платформах, называвшихся гэта (некоторые были до 15 см в высоту и при ходьбе куртизанка часто нуждалась в поддержке двух служанок). Гэта для дождливой погоды (асида) были от 5 до 10 см высотой. В старину к ним приделывался сучок, чтобы ступня не скользила, потом стали приделывать «уздечку». Особо искусные гейши могли исполнять своеобразную чечетку, постукивая асида при своей семенящей походке.
 
Тела японок в восприятии европейцев (возбуждавшихся от крупных, выдающихся грудей) несколько миниатюризировались. У японских женщин есть грудь, но она невелика, как у греческих статуй, и часто совершенна по форме. Обычно у них короткие ноги, однако, поскольку дома, мебель и их одежда именно и приспособлены под такую разновидность фигуры, соблазнительный силуэт островной девушки может быть столь же привлекательным, как любой европейской или американской женщины, если только не быть привязанным к нелепому образу, идолизированному западными средствами массовой информации.
 
Кожа японской девушки может быть белой, как яичная скорлупа, или розовой, как у норвежской блондинки; она может быть чайного цвета, цвета красного дерева, или любого промежуточного оттенка. Поскольку лицо, руки и ладони обычно покрывал толстый слой макияжа, это не имело большого значения, так как артистка или куртизанка появлялись перед гостями в своих картинных одеждах. Они демонстрировали загадочную таинственность и утонченность манер.
 
Подчинение женщин мужской эмоциональности и физическим нуждам, их поклоны и коленопреклонения, тугие завязи шарфов и поясов были отличительной чертой красавиц Ёсивара. Жутковатый белый макияж, покрашенная в белое шея (иногда даже вычерненные зубы), замотанная маленькая грудь, становящаяся невидимой под многими слоями шелка, — все это было частью японского вожделения. Частое вставание на колени формировало широкие лодыжки и создало расу женщин с искривленными ногами. Длинные прямые ноги воспринимались в старой Японии как признак варварства.
 
В повести Танидзаки Дзюнъитиро один из его персонажей описывает женские ноги так: «Ее ноги выпячивались у икор, а щиколотки были не особо тонки. Однако мне всегда нравились немного искривленные ноги старомодных японских женщин более, <…> чем стройные западные ноги, те, что в моде. Меня не интересуют эти ровные трубы».
 
В ранние времена куртизанки из Ёсивара представали в парчевых костюмах, простроченных золотом и серебром, в красном крепе, называвшемся хидзири–мэн, и с большим оби (шарфом), завязанным спереди. Гейши завязывали оби сзади, так что отличить их можно было с первого взгляда.
 
Шелк украшался фигурками и предметами; тонкие шеи покрывали сатиновые воротники. Костюмы куртизанки высокого класса могли завоевать воображение даже богатого человека. Время от времени вводились ограничения на пышные убранства девушек. В 1617 г. в одном из таких законов говорилось: «Проституткам запрещается носить одежду, вышитую золотом и серебром, но — лишь из обычной покрашенной ткани».
 
Разумеется, эти постановления быстро забывались. В моде были набивной сатин, небеленый китайский шелк (эпонж), золото, серебро и фантастические украшения. В записях о моде упоминаются белое набивное шелковое белье, нижняя одежда из красного материала с точками, другое одеяние сверху него из небесно–голубого шелка. В моду входили пурпурные плащи. К XVIII в. куртизанка по имени Сигасаки ввела в моду оби почти метровой ширины, завязанного столь радикальным образом, что часто оставалась видимой лишь голова его обладательницы.
 
В 1795 г. правительство вновь ввело ограничения на моду для проституток, где говорилось о типе одежд размерах плюмажей и других чрезмерностях. Женщины всегда игнорировали такие законы. К тому времени роскошество одежд обитательниц «веселых кварталов» стало просто умопомрачительным. С эры Анъэй и до эры Бунсэй (1772–1829) для моды не было ничего невозможного, а художники–граверы создавали свои лучшие произведения в сериях «Красавицы Ёсивара». Бархат, все виды простого и набивного сатина, креп, золотая и серебряная парча, «дамаск», — все разрезалось и сшивалось в фантастических формах. Цветоряд был раздвинут, и модницы более не следовали заданному направлению, но пытались превзойти друг друга в роскоши и великолепии.
 
Книга того периода «По ту сторону парчи» дает некоторое представление об амплитуде всего показного: рост проститутки увенчивался ошеломляющей прической, какие носили придворные дамы и женщины высшего класса, которые еще надо были посоперничать с привлекательностью яркого великолепия опытности популярной куртизанки. Ни одна из знаменитых бэппин (красавиц) не могла не прибегать к услугам парикмахера. Самые первые картины с изображением красавиц XVII в. показывают, что в моде было носить длинные волосы, свисавшие вниз по спине. Позже их просто собирали на макушке в черные извивающиеся пучки. Черепашьи гребни, настоящие или искусственные, поддерживали прическу, а красные гребни делались из клюва зимородка.
 
Банная проститутка по имени Кацуяма была, как считают, первой, кто ввел в моду специальную прическу, при которой волосы завязывались вверху кольцом, стягивавшимся белым шнуром, — этот стиль получил название кацуяма–магэ.
 
Один стиль сменял другой; назовем лишь несколько: кэйсэй–симада, кинсёдзё–бин, нака–бин, татэ–бёго, суми–симадо, тясэн–магэ. Существовали сотни других. Основными отличиями были волосы в виде крыльев, наклонно понижающиеся, увеличенные, подвязанные лентами, уложенные с гребнями, бамбуковыми шпильками, а одно произведение искусства, глянцевито отблескивавшее лаком, являлось слоновьим пометом, за бешеные деньги привезенным из Индии. В ранний период использовались лишь растительное масло, и даже мех красного медведя служил основой, по которой рассыпались настоящие волосы (на Западе это называлось «ондатра»). Подо всем этим на лице рисовались полукруглые брови, называвшиеся Трехдневной Луной.
 
Вскоре (около 1780 г.) появился большой спрос на профессиональных парикмахеров, и вскоре у дам, гейш и проституток был свой любимый мастер.
Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Гейши и юдзё (просьба не путать!)
« Ответить #13 В: сентября 6th, 2008, 10:48pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо огромное!
 
down
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru