Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 23rd, 2024, 1:32pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « ТРАДИЦ. ЯПОНСКАЯ МУЗЫКА: ПРИДВОРНАЯ МУЗЫКА ГАГАКУ »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Уголок востоколюба
(Модераторы: Mim, )
   ТРАДИЦ. ЯПОНСКАЯ МУЗЫКА: ПРИДВОРНАЯ МУЗЫКА ГАГАКУ
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: ТРАДИЦ. ЯПОНСКАЯ МУЗЫКА: ПРИДВОРНАЯ МУЗЫКА ГАГАКУ  (Прочитано 3659 раз)
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

ТРАДИЦ. ЯПОНСКАЯ МУЗЫКА: ПРИДВОРНАЯ МУЗЫКА ГАГАКУ
« В: июня 27th, 2005, 8:03pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Историю японской музыки принято рассматривать в соответствии с периодизацией социально-политического развития страны. Зарождение древнейших японских музыкальных традиций относится к периоду Яёи (V в. до н.э. - IV в.н.э.), времени формирования родо-племенных союзов на о. Кюсю и в Центральной Японии. При образовании государства Ямато в период Кофун (III - нач. VI в.) складывается музыкальная практика обрядов синтоизма, а также начинается процесс проникновения музыкальных идей из Китая и Кореи. Согласно хронике "Нихонсёки" ("Анналы Японии"), музыка с континента впервые исполнялась в Японии в 454 г. 80-ю корейскими музыкантами, прибывшими в японскую столицу по случаю смерти императора Ингё.
 
В период Асука (552-645), в связи с укреплением феодальных отношений и утверждением буддизма в качестве государственной религии, развиваются типы музыки, прямо или косвенно связанные с буддийским культом. В эпоху Нара (645-794) и ранний период Хэйан (794-894) отмечается активное усвоение китайских традиций (в ряде случаев приходящих через Корею), в частности, заимствование такого феномена, как придворный оркестр гагаку.
 
С опубликованием так называемых законов Тайхо-рё (701) было учреждено гагаку-рё (музыкальное управление), в обязанности которого входило изучение вокальной и инструментальной музыки стран континента, прежде всего Китая, приведение ее в соответствие с нормами японского мировоззрения и эстетики и исполнение во время дворцовых церемониалов. Однако подобная восприимчивость к китайским и корейским традициям во многом объясняется типологическим сходством некоторых сторон музыкальных культур Дальнего Востока.
 
Гагаку (японское прочтение китайских иероглифов "я-юэ", обозначающих "высокую музыку") - название типа придворного оркестра, воспринятого Японией из Китая в VII в., одновременно - вся система музыкального мышления, выработанная в рамках этой традиции. Основой репертуара гагаку была китайская музыка, в свою очередь, вобравшая в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, Монголии и Восточного Туркестана. Кроме того, сюда входила музыка трех корейских царств, страны Бохай (населенной племенами маньчжуро-тунгусского происхождения) и страны Линьи (Юго-Восточная Азия). Красочные и символичные придворные танцы гагаку сопровождались большим оркестром (около 30 инструментов, преимущественно китайского происхождения). Музыкальная теория гагаку легла в основу японской науки о музыке, привнеся с собой специальную терминологию, по сей день используемую в Японии.
 
Первые музыканты-японцы в системе гагаку обучались у иностранных педагогов, но вскоре вполне овладели этим искусством и начали создавать собственные направления. Среди дошедших до нас имен: флейтист и композитор Ото Киёгами (ум. в 839), произведения которого сохранились в современном репертуаре гагаку и считаются его уникальными образцами; Ванибэ Отамаро (798-864), Минамото но Макото (819-68). Ими была осуществлена (по повелению императора Ниммё) так называемая реформа гагаку и выработана каноническая модель инструментальной японской музыки. Музыка гагаку стала подразделяться на тогаку (китайскую музыку эпохи Тан), комагаку (музыка корейского царства Когурё) и кокуфу-кабу (чисто японская музыка или песенный танец, восходящий к древним ритуалам у мест поклонения предкам). К музыкальным инструментам гагаку относятся поперечная бамбуковая флейта рютэки, язычковый инструмент с двойной тростью хитирики, губной орган сё, цитра со, лютня бива, разнообразные ударные. Высокая музыкальная традиция эпохи Хэйан (794-1191) была искусством придворной аристократии и развивалась преимущественно в столице. В период Камакура (1192-1333) в связи с падением власти аристократии, установлением системы военного правления и выдвижением самурайства классическая японская музыка в значительной мере демократизируется и распространяется по всей стране. Ее формы становятся проще и аскетичнее. Особое значение приобретает традиция странствующих монахов, распевающих буддийские молитвы и песнопения сёмё, а также - в сопровождении лютни бива - героические сказы хэйкёку (разделы из военного эпоса "Хэйкэ-моногатари").
 
В период Асикага (1335-1573) возникает классический музыкальный театр Но с целой системой сопровождающих его жанров. Следующий этап развития старых и появления новых вокальных и инструментальных жанров связан с новым образованием централизованного государства в период Момояма (1573-1615) и деятельностью столичных музыкантов, скрывающихся от гонений нового правительства на о. Кюсю. Именно здесь получила развитие школа игры на цукуси-гото (разновидность цитры кото, строй и техника которой еще были подчинены принципам гагаку). В это же время сформировались театр марионеток дзёрури и одноименный ему стиль песенного сказа. По имени прославленного сказителя Такэмото Гидаю (1651-1714) стал называться характерный для его творчества сказовый стиль гидаю. Дальнейшая история японской музыки тесно связана с бурным расцветом традиций игры на классически японских инструментах: кото, сякухати и сямисэне.
 
Как уже говорилось, популярность классической гагаку несколько снизилась, когда в середине XII века власть перешла от аристократов к военным, но ее продолжали исполнять при дворе Императора в Киото, тогдашней столице Японии, и в крупных храмах. Затем исторически сложилось так, что интерес к музыке гагаку почти совершенно угас, и профессиональные исполнители гагаку были в забвении до конца XIX века, когда с началом эпохи буржуазных реформ и одновременной реставрации императорской власти они были собраны вместе в Департаменте гагаку (Гагаку-кёку) при Министерстве Двора Императора Мэйдзи. Музыканты, служившие здесь, оставили большой след не только в музыке гагаку, но и в истории всей японской музыки трех последних исторических периодов - Мэйдзи (1867-1912), Тайсё (1912-1926) и Сёва (1926-1988). Среди них - авторы национального гимна Японии, а также авторы целого ряда популярных в Японии песен. Во многом благодаря этим музыкантам классическое звучание гагаку дошло до наших дней.
 
Музыка гагаку представлена в трех исполнительских стилях:
 
- кангэн - инструментальная музыка;
- утаимоно - вокальная музыка, включающая в себя жанры роэй и сайбара;
- бугаку - музыка, сопровождающая танцы.
 
При исполнении музыки гагаку используются инструменты трех типов: фукимоно - духовые, хикимоно - струнные и утимоно - ударные инструменты.
 
Духовые инструменты.
 
- миниатюрный губной орган сё, состоящий из семнадцати соединенных друг с другом бамбуковых труб. Духовое отверстие находится в основании инструмента. Две трубы глухие; остальные снабжены маленькими металлическими язычками, которые звучат при закрытии пальцевых отверстий. Этот инструмент воспроизводит одну ноту или, чаще всего, аккорд из пяти-шести звуков. Без сё не звучит практически ни одна пьеса репертуара комагаку и музыкального сопровождения танцев.
 
- язычковый инструмент с двойной тростью хитирики, по звуку напоминающий гобой. Этот инструмент используется как мелодический во всей музыке гагаку. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. 18-сантиметровый (семидюймовый) корпус сделан из бамбука и имеет двойной язычок. Несмотря на иностранное происхождение, этот инструмент используется в сайбара, роэй и других композициях национальной японской музыки, так же, как и в репертуаре тогаку и комагаку.
 
- поперечная бамбуковая флейта рютэки. Используется в сайбара, роэй, а также во всех концертных инструментальных композициях кангэн и в сопровождениях танцев левой стороны. Ее корпус, длиной 40 сантиметров (15 дюймов), сделан из бамбуковой трости с обмоткой и имеет семь эллиптических пальцевых отверстий. Так же, как и хитирики, рютэки исполняет основную мелодию в каждой композиции, но украшает ее изящными фиоритурами.
 
- поперечная бамбуковая флейта комабуэ. Используется в репертуаре комагаку и, как правило, в сопровождении танцев правой стороны. Корпус инструмента короче, чем рютэки, имеет 36 сантиметров в длину (14 дюймов) и 6 пальцевых отверстий. Издает резкий, пронзительный звук.
 
- поперечная бамбуковая флейта кагурабуэ. Используется в ритуальной синтоистской музыке микагура и в сопровождениях танцев императорского двора. Корпус длиннее, нежели у других флейт, и составляет 45 сантиметров (17 дюймов) длины. Имеет 6 пальцевых отверстий. Звук флейты - резкий и отрывистый.
 
Струнные инструменты.
 
- 13-струнная японская цитра со, или гаку-со. Корпус инструмента сделан из павлонии, имеет 190 сантиметров (6 футов) в длину. Шелковые струны гаку-со толще, чем струны кото - сольной 13-струнной цитры, поэтому звук гаку-со более жесткий. Струны защипываются пальцами, на которых надеты кожаные колечки с прикрепленными к ним миниатюрными бамбуковыми плектрами. В оркестре гагаку роль со подразделяется на ритмическую поддержку партии ударных инструментов и мелодическую вариацию партии духовых инструментов, объединяя таким образом мелодические и ритмические элементы всего ансамбля.
 
- лютня бива. Была привезена в Японию через Китай из Персии по Великому шелковому пути. Корпус сделан из тутового или красного сандалового дерева. Бива имеет четыре струны и четыре лада. Звучание отрывистое и резкое. Играют на лютне большим плектром, сделанным из самшита. Наряду с гаку-со, бива - основной струнный инструмент, используемый в инструментальной музыке кангэн. Звук бива служит сигналом к перемене аккорда, которым духовой орган сё аккомпанирует основной мелодии.
 
- шестиструнная цитра вагон. Традиционная японская цитра, существующая с древних времен. В оркестре гагаку аккомпанирует некоторым древним национальным композициям и танцам - микагура, курэ май, Адзума асоби. Корпус имеет 190 сантиметров (6 футов) в длину и сделан из павлонии или из японского кипариса. Поставками под струны служат обмотанные вокруг них тонкие ветки павлонии, с которых снята кора. Струны при игре защипываются плектром, сделанным из рога буйвола, и пальцами левой руки.
 
Ударные инструменты.
 
- сякубиёси, пара деревянных палочек, используются при исполнении сайбара, микагура, Кумэ ута и Адзума асоби. На них играет солист группы певцов, подчеркивая ритмическую линию каждой композиции. Сделанные из самшита или японского абрикосового дерева, палочки имеют 35 сантиметров (13 дюймов) в длину. В древности палочки имели форму скипетра.
 
- маленький барабанчик какко, используемый в инструментальных пьесах кангэн и танцах левой стороны, определяет ритм композиции и оповещает остальных музыкантов о приближающемся окончании пьесы. Корпус барабана имеет около 30 сантиметров в длину и 15 сантиметров в диаметре. У какко две ударные поверхности, сделанные из лошадиной кожи. Какко установлен на черной лакированной подставке. Играя вместе с другими ударными, какко устанавливает темп каждой композиции.
 
- барабан сан-но цуцуми - барабан-"песочные часы" - используется в аккомпанементе танцам правой стороны. В отличие от какко, подставки у него нет. Корпус имеет в диаметре 45 сантиметров (17 дюймов). Исполнитель играет на барабане палочкой, которую держит в левой руке. Роль сан-но цуцуми в репертуаре тогаку такая же, как и барабана какко.
 
- большой барабан тайко. Он является неотъемлемой частью инструментальной музыки гагаку. Имеются следующие разновидности тайко: цуридайко, дадайко, нинаидайко, фунагакуёдайко. Различные виды дайко используются в разных жанрах гагаку. Самый большой барабан - дадайко, имеющий около двух метров в диаметре, используется в аккомпанементе танцам.
 
- бронзовый гонг сёко, обязателен во всех жанрах музыки гагаку. Имеется несколько разновидностей сёко: цурисёко, нинайсёко и осёко, которые используются в различных композициях кангэн и бунраку. Сёко установлен на подставке, играют на нем двумя палочками с роговыми наконечниками.
 
Инструментальная музыка кангэн.
 
Как правило, ансамбль, исполняющий кангэн, состоит из 16-19 музыкантов: три или четыре исполнителя на каждом из духовых инструментов, два на каждом виде струнных, и по одному на ударных инструментах. В отличие от оркестров, исполняющих западную музыку, главная мелодическая тема каждой композиции проводится не у струнных, а у духовых инструментов, струнные же выполняют ритмическую функцию.
 
Центральной пьесой музыки кангэн обычно является этэнраку, которой предшествует небольшая прелюдия нэтори, исполняемая в свободном ритме в начале представления гагаку. Различные лады, называемые тёси, и некоторые индивидуальные композиции имеют соответствующие нэтори, и во время представления лад (звукоряд) первой прелюдии помогает музыкантам настроить свои инструменты. В ансамбле кангэн нэтори обычно исполняется ведущими музыкантами на сё, хитирики и рютэки, которые играют свои партии соло, затем к ним присоединяются исполнители на бива и кото, а также исполнитель партии барабана какко.
 
Этэнраку - трехчастная композиция. Самая известная из пьес гагаку, это в то же время первая пьеса, с которой начинают обучение музыканты гагаку. В то время как известно много случаев превращения народных песен в классические, утонченные композиции, этэнраку являет собой пример другого рода - когда классические мелодии, заимствованные из "элегантной музыки", служат основой для создания популярных народных песен, которые поются и в настоящее время.
 
Утаимоно.
 
Репертуар утаимоно насчитывает десять основных типов мелодии, такие, например, как Кагура (рассматриваемая как сакральное ритуальное музыкальное приношение, призванное умилостивить какое-либо синтоистское божество), которая входила в ритуал поклонения богам Синто императорского двора. К утаимоно можно отнести также народные японские песни и поэмы, сочиненные в Китае и послужившие источниками мелодий гагаку. Некоторые композиции, включаемые в репертуар утаимоно, представляют собой аккомпанемент танцев. Инструментовка пьесы зависит от типа композиции.
 
Сайбара - одна из форм утаимоно. Происходя от старинных японских народных песен, сайбара были широко распространены среди аристократов, начиная с 9 века. Несмотря на то, что в дошедших до нас древних манускриптах записаны стихи и названия более чем 60 композиций, только небольшое количество сайбара исполняется в настоящее время. В аккомпанементе сайбара используется три вида духовых инструментов (сё, хитирики, рютэки), два вида струнных (гаку-со, бива) и один ударный (сякубиёси).
 
Танцевальная музыка бугаку.
 
Начиная с 11 века, различные жанры музыки и танцев, привезенные в Японию из других стран, сформировались в две основные категории: танцы левой стороны - сахо - и танцы правой стороны - ухо. Танцы и их музыкальное сопровождение, относящиеся к сахо, имеют в основном происхождение из Индии, Китая и Вьетнама, музыка же к танцам носит название тогаку. В аккомпанирующем ансамбле три духовых, три ударных и два струнных инструмента. Костюмы на танцорах - преимущественно красного цвета. Танцоры выходят на сцену с левой стороны и удаляются со сцены также на левую сторону.
 
Танцы правой стороны - ухо - вобрали в себя танцевальные традиции Корейского полуострова и северо-восточного Китая, аккомпанемент танцев носит название комагаку. При исполнении композиций используются 2 вида духовых инструментов (комабуэ, хитирики), три вида ударных (тайко, гонг и сан-но цуцуми). Костюмы на танцорах - с преобладанием синего и зеленого цветов. Танцоры появляются на сцене с правой стороны и уходят со сцены на правую сторону.
 
По форме и стилю можно также классифицировать танцы бугаку следующим образом: гражданские танцы (бан-но май), военные танцы (бу-но май), спокойные танцы (хира-май), подвижные танцы (хасири-май), а также детские танцы (добу).
Маргарита Каратыгина
 
http://diary.ru/~Yamato-Nippon-Japan/?comments&postid=5565438
« Изменён в : апреля 13th, 2006, 9:58pm пользователем: Saeri » Зарегистрирован
Tiere
Гость

Е-мэйл

Re: ТРАДИЦ. ЯПОНСКАЯ МУЗЫКА: ПРИДВОРНАЯ МУЗЫКА ГАГ
« Ответить #1 В: февраля 2nd, 2007, 10:18pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

первоисточник:
http://russia-japan.nm.ru/karatygina04.htm
 
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru