Автор |
Тема: Бусидо и "Закон о военных домах" (Прочитано 8245 раз) |
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
http://diary.ru/~Yamato-Nippon-Japan/?comments&postid=4570564 БУСИДО («Путь воина») морально-этическое учение о нормах поведения самураев (буси). Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в письменном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов военного сословия и в целом всего японского народа. Основы Бусидо возникли практически одновременно с формированием устойчивого класса воинов в IХ–ХI вв. н. э. Верность и готовность выполнить любой приказ господина становились определяющими качествами для самурая. Его жизнь и смерть были подчинены только закону чести и самурайского долга. Чувства обычного человека не имели для воина никакого значения. Основными идейными источниками для возникновения кодекса чести воина, как часто называют Бусидо, явились конфуцианство, синтоизм и буддизм (особенно секты Дзэн). Основные морально-этические нормы конфуцианства, прежде всего верность долгу, чести, понятие и характеристики «благородного мужа», сочетались с буддийским трепетным отношением к смерти и, как следствие, равнодушием к жизни, верой в возможность перерождения в лучшем качестве в зависимости от того, как удалось прожить и завершить свою жизнь. Путь к идеалу лежал через тяжелейшие психофизические упражнения дзэн-буддизма, тренировки с оружием, сражения и смерть. Некоторые нормы поведения самураев были изложены в «Законе о военных домах» — «Букэ сёхатто». Затем вышла в свет книга Дайдодзи Юдзана «Будо сёсин сю» — «Основы воинских искусств». Самым же известным трудом на эту тему явилась книга бывшего самурая Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), опубликованная в 1716 г. Помимо всего прочего, автор в этой книге акцентировал внимание воинов на почетности и даже необходимости насильственной смерти для самурая. В ситуации, когда честь воина хотя бы случайно задета, следовало немедленно выбирать смерть. Как правило, воины следовали этому совету, и ритуальное самоубийство — сэппуку — было распространено необычайно широко. Популярность разных его видов достигла таких размеров, что правительство сёгуна вынуждено было бороться с ним законодательно. После Реставрации Мэйдзи популярность Бусидо пошла на убыль, но не исчезла совсем. Уже в конце XIX в. бывший самурай Нитобэ Инадзо написал книгу, которую так и назвал: «Бусидо: дух Японии», ставшую одним из последних ярких примеров письменной характеристики Пути воина. Являясь частью национального самосознания, Бусидо в некоторые периоды японской истории вновь становился для общества актуален и сознательно использовался японскими политиками для повышения боевого духа солдат и для поддержания идеи национального превосходства. Так происходило во время ведения Японией войн в конце ХIХ в. и начале ХХ в., когда милитаристское правительство фактически сделало экспансию национальной политикой, а также до и во время второй мировой войны. Наиболее яркий пример использования Бусидо в это время — летчики-смертники, так называемые камикадзэ. Идея жертвования своей жизнью по приказу императора являлась для них всего лишь нормой Бусидо, в обязательности исполнения которой не может быть никаких сомнений. После окончания войны примеры следования Пути воина в таких ортодоксальных формах стали гораздо более редкими. Один из последних — самоубийство знаменитого писателя националистического толка Мисима Юкио, совершившего сэппуку после неудачной попытки военного переворота в 1970 г. http://diary.ru/~Yamato-Nippon-Japan/?comments&postid=4570557 БУКЭ СЁХАТТО «Закон о военных домах», т.е. самурайских кланах, изданный в период сёгуната Токугава (1600–186, с целью усиления контроля над феодалами — даймё, повышения качества воспитания и образования в самурайских кланах. После прихода к власти Токугава Иэясу был опубликован закон из 13 статей — Сёхатто, регулирующий важнейшие аспекты отношений самураев с другими слоями общества, а также между собой. Составителями закона были дзэнский монах Судэн, представитель конфуцианской школы Хаяси Радзан, а также ученики главного дзэнского храма в Киото — Годзан. Закон был принят после поражения, нанесенного в 1615 г. Тоётоми Хидэёри сыном Токугава Иэясу — Хидэтада. В дальнейшем этот кодекс неоднократно пересматривался и изменялся, сохраняя при этом свою основную суть. Особое внимание «Букэ сёхатто» уделял сохранению у самураев верности принципам Бусидо, которые в условиях мирного времени могли утратить свое былое значение. Близкие «Букэ сёхатто» идеи впоследствии были изложены в книгах ортодоксов самурайской морали — Дайдодзи Юдзана, Ямага Соко и Ямамото Цунэтомо. БУКЭ (буквально — «военный дом»). Так в феодальной Японии называли князей — даймё и представителей военно-служилого дворянства — самураев в отличие от кугэ — придворной аристократии
|
« Изменён в : апреля 14th, 2006, 3:57pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
|