Автор |
Тема: Японский театр: танец БУГАКУ (Прочитано 9070 раз) |
|
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость
|
Источник: http://diary.ru/~Yamato-Nippon-Japan/?comments&postid=4366718#more1 Бугаку - наиболее ранний и самый экзотичный из всех жанров театрального искусства Японии. Созданные в VII–VIII вв. как искусство аристократии, придворные и храмовые представления бугаку включают музыку и танцы — как японского происхождения, так и разнообразные древние заимствования. Бугаку — музыкально-хореографическое представление. Музыка, его cопровождающая, носит название гагаку. Музыка и танец существовали в Японии с древнейших времен. Упоминания о них встречаются в многочисленных мифах и легендах. Самым знаменитым в этом плане является миф о разгневанной богине солнца Аматэрасу, которая удалилась в Небесный грот, а потом снова явила миру свой светлый лик, привлеченная музыкой и танцами, исполненными для нее богами. Это и считается началом традиции церемониальных представлений, которые устраиваются в Японии во время храмовых праздников, по случаю важных событий в жизни императорского двора, в честь высоких гостей, во время всевозможных торжеств и фестивалей. Музыка и танец были непременными атрибутами обрядовых действ и ритуалов, распространенных во всей Японии с древнейших времен. Музыка и танцы различных районов Японии вошли в бугаку одним из составных элементов. Широкий поток заимствований в сфере культуры начался в Японии в конце VI — начале VII в. вместе с проникновением буддизма. В этом потоке заметное место занимали музыка и танцы. Новое искусство встретило горячую поддержку придворной аристократии и буддийского духовенства, господствующих классов того времени. Были созданы специальные школы для обучения этому искусству. Представления бугаку получили распространение как составная часть придворных церемоний, храмовых праздников и богослужений. Расцвет искусства бугаку приходится на конец VIII — начало IХ в. Он связан с деятельностью талантливых японских музыкантов Ото-но Киёгами (?–839) и Овари-но Хамануси (733–844). Они осмыслили и обработали великое множество мелодий, создав искусство бугаку в том виде, в котором оно дошло до наших дней. Число профессиональных музыкантов и танцоров непрерывно возрастало. Было официально введено наследование крупных артистических имен, ставшее традиционным для всех жанров театральной классики Японии. К началу ХII в. искусство бугаку стало отходить на второй план. Его вытесняли новые виды музыкальных представлений — дэнгаку и саругаку, непосредственные предшественники театра Но, более отвечавшие вкусам и запросам воинского сословия, захватывавшего власть и влияние в стране. Однако искусство бугаку продолжало пользоваться покровительством императорского двора, сохранившись при дворе и в отдельных буддийских и синтоистских храмах. Новый расцвет искусство бугаку пережило в конце прошлого века — после Реставрации Мэйдзи (186. Реставрация императорской власти способствовала тому, что искусство бугаку, как и все, что было по традиции связано с именем императора, приобрело особое значение. Сыграла свою роль и некоторая демократизация жанра. Если прежде изучение этого искусства было привилегией аристократии и придворных музыкантов, то в 1873 г. было издано специальное разрешение заниматься этим искусством всем желающим, круг исполнителей расширился. Искусство бугаку оказало огромное влияние на формирование всего театрального искусства Японии. Отдельные его элементы легли в основу японской национальной музыки и хореографии, явились источником традиций классического японского театра. Чаще всего танцы бугаку исполняются под открытым небом на специально сооружаемых перед храмами или на дворцовых территориях прямоугольных деревянных помостах высотой 91 см и площадью 52,8 кв. м. Центральная часть помоста, составляющая примерно половину его площади, несколько приподнята, и именно на ней исполняются основные танцы. Помост окружен невысоким деревянным барьером, покрытым ярко-красным лаком и украшенным позолотой. Нижняя его часть затянута голубой тканью. С задней стороны к помосту пристраивается широкая лестница с ярко-красными, как и барьер, перилами, по которой исполнители поднимаются на сцену и уходят с нее. С двух сторон около помоста ставятся большие барабаны. Специальных мест для зрителей в этих случаях не устраивают, все присутствующие свободно располагаются вокруг сцены. Перед помостом, лицом к нему, прямо на земле располагаются музыканты, одетые как синтоистские священники. Оркестр состоит из разнообразных духовых и струнных музыкальных инструментов, барабанов и гонгов. Иногда помост устраивают на пруду или вовсе не устраивают, тогда танцы исполняются прямо на земле. Во время некоторых храмовых праздников танцы бугаку происходят при свете костров. Освещаемые живым пламенем, фантастические маски и костюмы танцоров производят незабываемое впечатление, танцы кажутся особенно торжественными и таинственными. Когда представление устраивается в императорском дворце, для гостей ставят стулья, а члены императорской фамилии располагаются на особо почетных местах, изолированных от публики. Когда танцы бугаку показывают в театре, площадку для танцев огораживают на сцене. В танцах бугаку используются яркие красочные костюмы и маски, грубо вырезанные из дерева или нарисованные на бумаге, с утрированным гротескным выражением, часто окрашенные в яркие цвета. Программа представления бугаку состоит из динамичных и спокойных танцев, исполняемых одним или несколькими танцорами в масках или без них. Большую роль в танцах играют элементы пантомимы. Маски, используемые в танцах бугаку, представляют собой либо человеческие лица неяпонского типа, либо лики фантастических существ и морды животных. Танцы бугаку различаются по происхождению и по характеру. По происхождению они делятся на сахо-но маи (танцы левой стороны), куда входят танцы китайского, индийского и индокитайского происхождения, и ухо-но маи (танцы правой стороны), куда входят танцы корейского и маньчжурского происхождения. По характеру танцы делятся на несколько типов: бун-но маи, или хирами (мирный танец), — спокойный грациозный танец; бу-но маи (танец воинов) — военный танец с саблями, алебардами или копьями; хасиримаи (танец бегущих) — быстрый танец с оружием, барабанными палочками или другими предметами; добу (детский танец) и т. д. Представление бугаку организуется по строго определенной форме. Танцы исполняются парами (цугуи-но маи). В пару обычно входит один танец из группы сахо-но маи и один из группы ухо-но маи. Первую часть называют омогаку (благородная музыка), вторую — тобу (ответный танец). Весь этот комплекс обрамлен вступительной и заключительной музыкальными частями, под которые не танцуют. Такая структура обязательна для всех типов танца. В послевоенной Японии искусство бугаку пользовалось довольно широкой популярностью. Вновь интерес к нему стал проявляться с середины 50-х гг. в связи с повышенным вниманием ко всему традиционно японскому в литературе и искусстве. В 1955 г. в специальном решении, принятом правительством, придворная труппа бугаку была объявлена важной национальной культурной ценностью, или, как в Японии обычно говорят, «Живым национальным сокровищем». В 1959 г. труппа бугаку впервые в истории выезжала на гастроли за пределы Японии. Появилось много публикаций о бугаку и в Японии, и в других странах. Несколько трупп функционируют в Токио, Киото и Осака. Собственные труппы существуют при каждом крупном храме. Многие современные японские композиторы, хореографы, танцоры используют технику и темы этого жанра в своих композициях. Это искусство также привлекает большое внимание зарубежных музыкантов и хореографов. Древние маски и костюмы бугаку хранятся в музеях Японии как национальные сокровища.
|
« Изменён в : апреля 14th, 2006, 4:02pm пользователем: Saeri » |
Зарегистрирован |
|
|
|
|