Автор |
Тема: Хагакурэ (Прочитано 6672 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Quote:Путь самурая обретается в смерти. Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и разум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрлом из ружья, протыкают копьем или разрубают мечом. Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землятресения. Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или сэппуку после смерти хозяина. Каждый день, без исключения, нужно считать себя уже мертвым. В этом и есть суть Пути самурая. |
| И если (когда) удастся жить с ощущением, что ЭТО уже ПОЗАДИ, что ты не "можешь умереть в любой миг", а "умер вчера" - тогда и только тогда ты научишься по-настоящему жить. Ибо каждый твой день будет сверх 100%. А побеждать будешь без боя. И без гнева. Какой гнев у покойника?! У покойника есть только ПОКОЙ. Ответить противнику этим... и он до утра будет искать свою челюсть. Или гораздо дольше. Противником он быть перестанет.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Тэсса Найри
Гость

|
А по-моему, это мазохизм. Я имею в виду ежедневное переживание смерти. Не бояться ее - дело полезное, а вот так смаковать - фи.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Как можно _сегодня_ смаковать то, что было _вчера_?! А применительно к Хагакурэ - надо понимать КОГДА и ДЛЯ КОГО был написан трактат. Для самураев - и этим всё сказанно. Чтобы осознать, что "ты уже умер", нужно... многое. Для менее подготовленных - приучать мысль к смерти.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Тэсса Найри
Гость

|
Quote:Как можно _сегодня_ смаковать то, что было _вчера_?! |
| Сколько угодно! Предаваться приятным воспоминаниям (или неприятным - кому что больше по вкусу). Что до Хагакурэ, то поскольку весь трактат не читала, о нем ничего не могу сказать - только о приведенном тобой отрывке. Видимо, для воспитания бесстрашия и хладнокровия такая методика годится. Но, по-моему, личность в результате получится ущербная. Машина для убийства, по большому счету.
|
« Изменён в : октября 10th, 2004, 3:03pm пользователем: tassa » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Нет, не машина. Просто стопроцентный самоконтроль, в идеале. Когда надо УБИВАТЬ врагов - будет убивать. Когда надо ПОБЕЖДАТЬ - будет побеждать. Согласись, это не одно и то же. Когда надо побеждать себя - будет побеждать себя.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Тэсса Найри
Гость

|
М-м-м... Может быть, стоит уточнить тему обсуждения? О чем у нас речь идет? О самураях, как таковых? О возможности применения их методик в жизни современного западного человека?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
    

Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

Пол: 
Сообщений: 306
|
Вот насчет "побеждать" я бы поостерегся. В Хагакурэ через абзац рекомендация покончить с собой В ЛЮБОЙ неясной ситуации. Не помню дословно, но примерно так: если есть выбор, то надо выбрать путь, ведущий к смерти. Смерть - это не только сущность, но и цель Пути самурая. А вот победа - только случайное и совершенно не принцпиальное следствие. Отсюда, например, крайне негативное мнение автора о 49 ронинах. Впрочем, буси никак нельзя назвать "машиной для убийств". Просто ему безразличны чужие жизни - также. как безразлична собственная.
|
|
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Тэсса, речь о том и другом. Тут не настолько "самураеведы" собрались, чтобы отдельно обсуждать "Хагакурэ" и отдельно - применение практики самураев к сегодняшнему дню. Я это потому и положила в "Буддизм", что этика самураев - частный (и боковой) случай буддизма. В частности, требование думать о собственной смерти ежедневно - первое требование к буддисту! Любому.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Natalia
Гость

|
Я так скорее всего не самурай. Но было дело, кое-чем интересовалась, для развития личности. Доавольно давно, но кое-что памятно. Сначала об отрывке. Тут что стоит учитывать? Разница привычного и восточного менталитетов. У человека западного склада это шоковая терапия, один из путей избавления от всяких неврозов, страха перед смертью, ит.д. Восточный - помня о семрти, полностью сосредотачивается на "здесь и сейчас", не упуская из виду практически ничего, отключаясь от посторонних всяких мыслей. Видимо, это Альвдис и имела в виду. Я пробовала на себе: великолепная методика. Так задействуется царство божье внутри нас, что только держись. Энергия, самое интересное, берется, даже если ее быть не должно. И какая! Кстати, как в сказке - даже враги, кажется, тебе служат. Далее. Буддизм, тоже по косвенным моим и полузабытым сведениям, тоже утвердился не сразу совсем. Где-то эдак еще в веке ХУ1- ХУ11 в Китае, в значительной степени конфуцианском, буддистов, скажем так, не жаловали особо. Это и по классическим китайским романам видно, и по тому же беллетристу ван Гуллику. Считали, что мутят воду. Текст же японский, а посколькув основе японского религиозного сознания все же анимизм, то проникновение в суть явления и конечность его существования не могла не дать поистине дивных результатов. Что мы сейчас и имеем. Касаемо самоубийств. Опять же благодаря такой практике тот же самурай уходит, что называется, на пике по крайне мере переживаний. И как все эти самоубийства обставлялись. Прошу прощения за возможное кощунство, ничуть не менее эстетично, чем всякие богослужения мировых религий.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
    

Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

Пол: 
Сообщений: 306
|
Ну, если уж ТАК углубляться... 1. Буддизм в Японии и в самом деле утверждался сложно и болезненно. Но к Хагакурэ этот факт особого отношения не имеет. Дело в том, что "Хагакурэ" - совершенно непопулярный памятник. Он писался "для своих" и не получил широкого распространения, и интерпретация бусидо, которую предлагает Ямамото, отнюдь не была общепринятой... покуда самураи и в самом деле были в силе. А вот в XX века "Хагагурэ" вспомнили. И начали активно юзать в пропаганде. Потому что крайняя степень эстетизации смерти и самоотречения, которая в книге прописана, оказалась очень кстати при формировании новой армии и новой аристократии на убой. Популярность "Хагакурэ" сродни популярности рыцарских романов в Европе XV-XVI в.; это такая ролевая игра, имитация таких форм поведения. которые в реальности если и существовали, то как условность, фигура речи, ну или крайность, чудачество, а то и полная дичь. Пока самураи были нужны и были при власти, они были таки довольно рациональным народцем. А вот когда они потеряли почву под ногами и были лишены сословных прав, понадобилось НЕЧТО, позволяющее все равно понтоваться самурайством. От туточки и сгодилось творение Ямамото - а кстати и буддизм подоспел... 2. А вот кто Вам рассказал про анимизм, так Вы не верьте этому человеку. А если он еще и про фетишизм с тотемизмом, матриархат и "эволюцию мифологического сознания" расскажет, то - сугубо не верьте. Впрочем, это, кажется, из другого раздела? Кстати, как раз у японцев было ОЧЕНЬ сложно с традиционными верованиями. Не менее сложно, чем с буддизмом. По большому счету, синто в современном виде придумали почти с нуля в конце XIX в.
|
|
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Лемур, в целом - угу, одна поправка: в Китае буддизм пустил корни на тыщу с хвостом лет раньше твоей даты.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Мим, не то что я собираюсь оспаривать твои доводы, но - в целях чисто научных! - можно ссылку на то, что Хагакурэ было непопулярно в свое время? Или это предисловие к изданию вместе с Будосёсенсю, которое (издание) у меня отсутствует и которое (предисловие) я семь лет назад читала слишком невнимательно?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
    

Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

Пол: 
Сообщений: 306
|
Это именно оно. В смысле, предисловие. Плюс некоторые кусочки из Мисимы и комментариев к нему, но это я уже вряд ли соберу - что откуда. Если уж мы вдались в вопросы научной достоверности... ну, на неделе стрясу книгу с братца, оцифрую, заодно и сам перечитаю - вполне возможно, что где-нибудь и приврал, память куричья... Но вообще-то вряд ли.
|
« Изменён в : октября 10th, 2004, 7:52pm пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Natalia
Гость

|
Итак, господа. "С богатым не тянись, а ссильным не борися". Это я к тому, что на профессиональные востоковедческие знания вовсе не претендую. Заранее оговорюсь, что тут ничего личного. Но все же. 1. Альвдис, не мне указывать тебе, когда и в каких исторических обстоятельствах буддизм проник и у укоренился. Я и не высказывалась, относительно точной даты, это смешно. Ни единой строчки не написала. Хоть за 1000 лет, хоть за 2000. Я только упомянула, что еще три столетия назад самые разные слои общества смотрели на него косо. 2. А если он еще и про фетишизм с тотемизмом, матриархат и "эволюцию мифологического сознания" расскажет, то - сугубо не верьте. Впрочем, это, кажется, из другого раздела? Уважаемый Мим, мне никто не рассказывал про фетишизм с тотемизмом и проч. Как-то я в основном предпочитаю чтение, тем более если речь идет о религии. Обращалась я тогда - около 20 лет назад - к популярным изданиям, по преимуществу Института востоковедения, еще в школе: ко всему прочему, была и учебная надобность. У нас на английском читали географию и часть исторического курса. Между терминами и явлениями, к которым их привязывают, довольно часто случается некоторый разрыв. Вы же не будете отрицать обожествление природы у тех же японцев? Мы называем это анимизмом. Ситнто сложилось как система действительно в 19 столетии. Ну и что? Часто терминология бывает вопросом удобства, не более. P.S.Невзирая на пробелы и промахи моего образования, в силу своих служебных обязанностей я догадываюсь, что предложенные моему вниманию термины обозначают набор понятий из достаточно разнообразных областей. Тем не менее я признательна за проявленное ко мне внимание.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Natalia
Гость

|
Да ну. я не кусаюсь.Почти. Просто понмю про бусидо, нам действительно понравилось это. Безусловно, я согласна в том положении, что представлять себе различные способы своей смерти в картинках - специфика и перебор, и действиельно, "Хангакурэ", видимо, сочинение на любителя. Но вот бусидо крайне важную роль в жизни сыграло. Послушайте, если это не трудно, дайте на него ссылочку хорошую? Заранее спасибо.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Natalia
Гость

|
спасибо еще раз.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|