Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Всякая всячина >> Доброе слово приятно не только кошке >> Миф.Ру на телеканале "Культура"
(Message started by: Альвдис Н. Рутиэн на марта 31st, 2006, 9:29pm)

Заголовок: Миф.Ру на телеканале "Культура"
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на марта 31st, 2006, 9:29pm
Ссылочка  :D
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=95120&cid=54



Кабуки

В прошлых программах «Интерактив» рассказывал о традиции и культуре японского театра. И если до этого рассказ шел об «элитном» театре, то сегодня, при помощи Глобальной паутины, мы познакомимся со знаменитым кабуки, который, в отличие от Но, был обращен к широким массам и далеко не всегда поддерживалось высшими сословиями и правительством.

Кабуки появился в 1603 году, то есть спустя два века существования театра Но. На сайте www.nihon.ru можно узнать историю о талантливой и прекрасной девушке по имени Окуни, которой и приписывают создание театра кабуки. Родом из Киота, Окуни была настоящей красавицей и замечательно танцевала. Сначала она просто развлекала городскую толпу ритуальными буддистскими танцами, но вскоре добавила в свой репертуар светские романтические танцы, которые исполнялись под аккомпанемент флейты или барабанов. Со временем девушка приобрела популярность во всем Киоте, и её появление на сцене привлекало многочисленных зрителей. Она пела, танцевала, рассказывала народные притчи и баллады, и вскоре ее выступления стали называть Окуни-кабуки. По адресу http://www.nsu.ru/community/japclub/res3inno.htm#10 мне встретился перевод этого слова. Оно состоит из трёх иероглифов и буквально означает «искусство пения и танца».

Спустя несколько лет, выступления Окуни уже прочно вошли в японскую моду. Во время представлений помещения театра всегда были переполнены, а его популярность была столь головокружительной, что самураи до безумия влюблялись в танцовщиц и устраивали поединки с целью завоевать их симпатии. Властям это показалось излишним, и они решили запретить выступления театра Окуни.

Надо сказать, что с тех пор правительство часто вмешивалось в деятельность популярного театра: то запрещало представления, то позволяло выступать только на окраинах города… Но самый строгий и судьбоносный запрет постиг театр кабуки в 1629 году. На портале www.japantoday.ru написано, что в то время вышел указ, запрещающий любые представления с участием женщин, и женский театр кабуки был закрыт. Правда, его место быстро заняли мужские спектакли, которые к тому времени были тоже достаточно популярны. Но и на него, спустя 15 лет было наложено вето. Поводом послужила любовная интрига – скандальный роман актера и жены известного аристократа. Однако владельцев театров, естественно, не устраивали такое положение вещей, поэтому они сделали всё, чтобы вскоре деятельность театра была восстановлена.

После запрета участия в представлениях женщин, в театре Кабуки появились оннагата – актеры-мужчины, исполняющие женские роли. И даже когда в середине XIX века были отменены многие указы относительно театра кабуки, женщины так и не смогли достичь такого же совершенства в исполнении женских ролей, как мужчины-оннагата, поэтому даже в наше время театральное искусство Японии – дело сугубо мужское.

Правда и мужчины в труппе не равны между собой. Там до сих пор сохранилась сложная иерархия званий, где на высшей ступени стоит «глава театра». Ниже по рангу идет «несравненный», затем «действительно лучший из хороших» и «большой лучший из хороших», а далее - сонм «хороших» актеров с многочисленными приписками к званию.

Канон кабуки не менее строг и статичен, чем у театра Но. В этом театре, например, нет стульев. Пришедшие располагаются на дзабутонах - подушках для сидения. Едва войдя в зал кабуки, зритель сразу попадает в иное историческое измерение. В начале действия раздаётся гулкий перестук деревянных колотушек, и на авансцену выходят актеры. Особенность авансцены – ее местонахождение: она проходит через зрительный зал и по-японски называется «цветочной тропой». Смена декораций чаще всего происходит прямо посреди акта - актёры продолжают играть, а занавес не опускается. Антураж меняют рабочие сцены. Они одеваются только в чёрное и потому считаются «невидимыми».

На сайте www.mith.ru вы сможете найти некоторые обычая и суеверия театра Кабуки. Есть, например, забавный штраф, который должен заплатить актер, совершивший на сцене какую-нибудь ошибку. Провинившийся угощает каждого, кто был занят в этом эпизоде миской лапши.

Несмотря на то, что театр Кабуки изначально преследовался властями, до его появления японцы никогда не видели такого красочного, яркого, волнующего и необычного зрелища. Общепризнанным среди знатоков театра является факт, что декорации, костюмы и грим кабуки — самые красивые и экзотичные в мире. Можно сказать, что популярность Кабуки сегодня объясняется в большей степени живописностью зрелища.

Вот так...  :P



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.