Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Буддизм и философия >> Вопрос вопросов: божественное предопределение
(Message started by: pioner на июля 2nd, 2008, 12:31am)

Заголовок: Вопрос вопросов: божественное предопределение
Прислано пользователем pioner на июля 2nd, 2008, 12:31am
http://www.bear-loka.spb.ru/predetermine.html

Божественное предопределение:
вопрос вопросов христианского мира


«Если нет понимания этого вопроса, то приходится признать,
что мы вообще ничего не понимаем в христианстве
и оказываемся хуже язычников»
Мартин Лютер «О рабстве воли»



Правильно говорят — никогда не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь. Очень справедливое утверждение. Ровно так и получилось, когда ваш покорный слуга был вынужден изучать новую историю Европы (1500-1800 гг.) вместе со своей дочерью. Ребёнку было совершенно непонятно, что так беспокоило тех странных людей столь далёкого прошлого. Что за Реформация такая? Какие-такие протестанты с кальвинистами? Ребёнок, в наивной попытке понять, о чём же там говорится, конечно же, обратился к отцу: «Папа, поясни!» И папа, оторвавшись от своих больших и важных дел, с недовольным: «Ну, что тут не понять?!» обратил свой взор на предательски яркий учебник…

Отцы! Учите с детьми уроки! Хотя бы историю. Уверяю вас, вы откроете много нового и интересного. Те книги, где школьникам рассказывают об истории, писаны отнюдь не для них. Сочинявшие их уважаемые учёные пребывали в глубоком неведении, думая, что пишут эти книги для детей. Какое трагическое заблуждение! Не будем себя обманывать,  40-50-летние авторы на самом деле пишут книги для нас — 40-50-летних! Это действительно так! Слава богу, что, стараясь писать для детей, они значительно упрощают текст, делая его доступным пониманию начинающих лысеть мужчин. О досточтимые главы семейств, пользуйтесь этим! Читайте эти книги – там вы обрящете массу интересных тем и фактов, которые помогут вам убедительнейшим образом поражать  оппонентов в научно-политических спорах в курилке. Да, что там, в курилке, прочитав, а точнее проштудировав школьный учебник, вы сможете повергнуть в глубокую задумчивость даже собственного тестя и заставить ретироваться на кухню тёщу! Отцы! Воздайте должное учебнику новой истории за седьмой класс средней школы!

Это не голословный призыв: автор этой краткой статьи воздал должное  культурному наследию и теперь, под воздействием прочитанного, пребывает в глубокой прострации. И поделом ему,  ибо вознамерился он понять даже непонятное — то, чему в учебнике уделен целый текстовой абзац, — каково предопределение человека?

Для тех, кто также как автор данного опуса не слишком задумывался на эти темы, поясняем.  Предопределение человека — это вопрос о том, предопределена ли свыше судьба человека (в этом случае он не несёт ответственности за свои поступки) или никакого предопределения нет и человек обладает свободой воли (но в этом случае он должен будет ответить за всё, что совершит).

У большинства из нас, в целом, уже сформировалось собственное мнение на этот счёт. Мы, может быть, не умеем правильно его сформулировать, но своими действиями регулярно на него отвечаем. Правда, есть в наших ответах некая закавыка: ответить мы на этот вопрос можем, а вот уверенности в качестве ответа и его однозначности - у нас обычно нет. Так что для прояснения существа дела, позвольте чуть-чуть углубиться в историю.

В учебнике данной теме (ещё раз напоминаем — центральному вопросу христианства) посвящён всего один абзац — полстраницы. Этим абзацем авторы учебника пытаются донести до детей мысль, над которой учёные мужи ломают голову уже 2000 лет. В результате, автору этой статьи подобного объёма информации не хватило, а потому он на несколько недель зарылся в Интернет, обтёр от пыли большое количество давно уже не читанных фолиантов и, предельно ужав собранную информацию, в результате получил следующую картинку:

«Саму по себе эту проблему поставил ещё в начале V-го века такой известный авторитет христианского мира, как Святой Августин. Правда, в то время, когда он его формулировал, сей учёный муж ещё не был святым, он был просто Августином Аврелием, епископом Иппонийским. Он боролся с ересями, толковал сложные места христианского богопознания и, помимо всего прочего, написал главнейшую свою книгу «О граде Божьем». Именно в ней он поставил как сам вопрос, так и дал на него несколько расплывчатый  ответ: «Всемогущество Божие не лишает человека свободы Воли, поскольку она и есть воля Бога. Совершенствоваться он не способен, а посему все действия, которые воспринимаются человеком как насильственные, следует принять как результат Божьей воли, понять которую человек не способен».
Ему противоречил крупнейший ересиарх того времени (естественно никакой ни святой) Пелагий. Не отрицая того, что Господь всё создал и определил, он утверждал, «…что у человека есть свобода воли и, используя её, человек может совершенствоваться, обретая божью благодать».


    Однако, ни та ни другая точка зрения не были доказаны, а потому высказывание точек зрения продолжилось. Особенно много это было сделано в средневековье и новом времени. Вот что, например, писал на эту тему Эразм Роттердамский в своей «Диатриба, или рассуждение о свободе воли» писал: «…гуманист не может принять идеи о том, что всё предопределено Богом, ибо тогда человек не должен отвечать за свои поступки. А бога, наказывающего людей за них, следует признать лишённым морали существом, недостойным ни почитания, ни восхваления».

    Продолжатель этих споров Жан Кальвин решил всё по своему: «… предопределение Господа нерушимо и свободы воли у человека нет. А потому задачей человека, посредством упорной работы и молитвы,  является раскрытие секрета, какую судьбу положил ему Господь. Если результаты работ и молитв дают материальный успех и процветание — значит, Господь положил этому человеку благую судьбу, а если у человека, несмотря на все его старания, ничего не получается — судьба, уготовленная ему Богом, дурная».

На этом месте мы, пожалуй, завершим наш краткий экскурс в историю проблемы, ибо множить примеры можно и далее, но толку от этого будет немного, ибо несмотря на множественность подходов теологов и реформаторов однозначного ответа: «Существует или нет свобода воли человека?» -  у христианства до сих пор нет. Всё достаточно спорно и спору этому уже 2000 лет. Никто не предоставил убедительных доводов, чтобы в христианстве однозначно утвердилась какая-то одна точка зрения. Казалось бы, почему? Неужели в столь мощном религиозном потоке за две тысячи лет не нашлось человека, который бы силою своего ума и прозрения не обнаружил однозначного ответа. Ведь уж, что-что, а с умнейшими людьми в христианстве было всё хорошо — тогда почему до сих пор сей славный вопрос так и не решён?

Безуспешные попытки христианства решить спор о предопределении Божественной воли напомнили автору некий собственный жизненный опыт. Пусть он взят из совершенно иной области, но на параллельных смыслах может служить хорошим демонстрационным примером:

Некогда, исполняя патриотический долг, автору довелось нести службу в одном из подразделений военно-морского флота. Однажды, выполняя ответственную боевую задачу, он, в составе небольшого подразделения, был отправлен на выгрузку угля в заброшенный железнодорожный пакгауз. Боевая задача была такова: в течении дня выгрузить несколько вагонов с углём, а чтобы для этого хватило сил - был выдан, так называемый «сухопай», т.е. сухой паёк в виде четвертинки хлеба и банки тушёнки на брата. Вагоны были своевременно разгружены, боевой состав уже готовился откушать консервов и сладко подремать оставшееся время, как вдруг выяснилось, что ни у кого нет, ни то чтобы консервного ножа, но и никакого другого. Немного подумав, старшина роздал каждому положенную норму и сказал, что условия, как никак боевые, а потому пусть каждый решает эту проблему так, как сочтёт нужным.
Переглянувшись, личный состав отправился решать поставленную вводную. Решение её соответствовало этническим возможностям коллектива. К примеру, автор, будучи русским, пытался открыть искомую банку с помощью лопаты и «такой-то матери». Здоровенный прибалт по фамилии Цимбал, которого отправили к нам из морского десанта, где он просто утомил всех, перевыполняя положенные нормы, показывал виртуозное открытие банки с помощью ударов локтем. Еврей Иванов  проявил положенные его нации умения, выполняя открытие банки сначала монетой, а затем бляхой ремня. Но победил татарин Шарафуддинов, который сбегал за три километра и на что-то выменял у местного обходчика перочинный ножик. Обед удался…


Перекладывая эту частную жизненную ситуацию на попытки решить вопрос о предопределении, хочется отметить, в христианстве сделать это также сложно, как открыть банку консервов голыми руками. Причём дело не в банке, а в неготовности открывающих; в отсутствии у них надлежащего инструмента. Другими словами, в тех границах, которые христианство  определило для себя само, возможностей для решения этой проблемы не существует. В этом вероучении отсутствует нож, которым можно вскрыть сей запечатанный предмет. Кстати, обратите внимание, что, к примеру, в язычестве или индуизме этот вопрос решён давным-давно.

Так чем же, в этом смысле, ранние формы религии отличаются от своих поздних монотеистических форм?  Всего одной маленькой деталью: ранние формы религии предполагают возможность перерождения души в целях самосовершенствования. В христианстве же, согласно доктрине, никаких возможностей к последующему перерождению не существует: после смерти праведник поселяется в раю, а грешник — в аду. И пребывают они там бесконечное количество времени — вплоть до Страшного Суда. Никакого дальнейшего возможного личного совершенствования ни христианство, ни иные монотеистические религии не предполагают.

И что это означает? А означает это следующее: согласно языческим представлениям человеческой душой действительно руководит Божественная воля, но её руководство носит не наказывающий, а гармонизирующий характер. Мир, по представлениям язычников, система замкнутая, а потому если где-то прибудет, то в другом месте соответственно убудет, но это состояние не будет вечным. Через некоторое время система начнёт движение в обратном направлении и там где убыло – там прибудет, а где прибыло – там убудет.

Это же справедливо и для людей. Если человек активно реализует свои желания, в обход своих обязанностей, то к исходу жизни он получает некую условную совокупность этих дел. Назовём их условно 1000 плюсов. А это значит, что после своей смерти он обязательно пойдёт на новое перерождение, ибо будет обязан нейтрализовать тысячей минусов свою тысячу плюсов. Т.е. в новом перерождении человек получит такую судьбу, где будет запланирована тысяча ситуаций, в которых он должен «отыграть обратно» свои плюсы. Эта судьба (последовательность событий) неизменна и будет вершиться в его жизни последовательно и неуклонно. По сути своей это и есть божественное предопределение.

Но этим чудеса мироздания не заканчиваются, ибо, несмотря на божественное предопределение (волю судьбы) у человека есть и своя собственная свобода воли. Причём воля божественная и воля личная не противоречат друг другу, а сосуществуют рядом. Изменить судьбу (божественную волю) человек действительно не может, но он может постараться уменьшить разрушительные последствия, которые  с ним происходят в результате её ударов. По сути дела, человек волен либо принять судьбу (т.е. пережить события добровольно претерпевая боли, муки и переживания), либо попытаться сгладить и затушевать её последствия. И вот тут уже каждый решает за себя сам. Если человек решает принять судьбу и подчиниться её воле – с его «небесного счёта» списывается один плюс. Перетерпит ещё один удар судьбы – спишется другой и т.д. В результате, к концу жизни человек может полностью очиститься и достичь бесконечного блаженства божественного бытия. Но может не принять судьбу и сделать всё по своему. В этом случае, избавляясь от последствий своих прежних плюсов, он тут же начинает создавать себе новые, обрекая себя на новое перерождение и новые программы по переработке своих «плюсов». Так воля человека накладывается на божественную волю, порождая всё новые и новые перерождения.

Кто-то в подобной ситуации скажет: «Да и чёрт с ним! Будем делать по своему и  перерождаться бесконечно! Что плохого в перерождениях?» С одной стороны это, конечно же выглядит симпатично, но у нас нет никакой уверенности, что в следующем перерождении мы снова родимся людьми. Никакой! А что если предстоит родиться тигром в зоопарке или канарейкой в клетке нового перерождения вашей тещи? И кстати, а вы когда-нибудь пытались представить себе что это: «бесконечное блаженство божественного бытия»? Может стоит попробовать?

Вот, собственно, и всё. Можно, конечно же, «подлить в написанное водички» и из четырёх страниц сделать добротную монографию страниц на шестьсот, но автору этой статьи этого сделать не удастся: ребёнок теребит и требует разъяснить следующий сложный вопрос из учебника седьмого класса средней школы. Да простит меня уважаемая аудитория, но я, в поисках новых откровений, удаляюсь к учебнику, а вы, приняв или не приняв к сведению написанное, попробуйте самостоятельно изложить своему ребёнку понятие о  предопределении человека. Особенно так, чтобы он это понял. Да осенит вас удача своим мягким и тёплым крылом!

Заголовок: Re: Вопрос вопросов: божественное предопределение
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на июля 2nd, 2008, 12:39am
Спасибо.
Чрезвычайно удачное эссе - и по мысли, и по слогу.

Заголовок: Re: Вопрос вопросов: божественное предопределение
Прислано пользователем pioner на июля 9th, 2008, 1:44am
Для Альвдис

(сгибаясь в полупоклоне)

Спасибо...Кошке (точнее коту) было приятно Ваше доброе слово....



Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.