Форум портала «Миф» (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl)
Научный форум >> Буддизм и философия >> Причины и следствия
(Message started by: ARH на марта 21st, 2005, 9:36pm)

Заголовок: Причины и следствия
Прислано пользователем ARH на марта 21st, 2005, 9:36pm
Подскажите пожалуйста любое-ли следствие имеет причину ???

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Альвдис Н. Рутиэн на марта 22nd, 2005, 1:06pm
С буддийской точки зрения - абсолютно любое. Беспричинного возникновения быть не может.

То есть категорически отрицается возможность чуда, как нарушения причинно-следственного закона. Увы.

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем ARH на марта 23rd, 2005, 11:25pm
Если я правильно понял, то любое следствие имеет причину, эта причина имеет в свою очередь свою причину, а уже эта причина имеет свою причину, и так до бесконечности?

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Альвдис Н.Н. Рутиэн на марта 24th, 2005, 12:34pm
Именно.
И на вопрос о том, что же было в самом начале, Будда отвечал молчанием.

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем ARH на марта 24th, 2005, 9:02pm
Выходит, что свободы воли не существует? :'(

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Mim на марта 25th, 2005, 5:42am
Свободы воли чьей? Если личность суть иллюзия, то кто несвободен? И что такое воля. как не иллюзия реальности личности? Свобода начинается тогда, когда буддисту все это становится пофигу, прежде всего - он сам. "Самурай должен жить так. как будто он уже умер" - но просветленному пофигу тако же и принципы. Принципы - продукт интерпретаций. зыбкая тень разума, а просветленный в этом не нуждается, бо соответствует Безначальному Дао.

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Альвдис Н.Н. Рутиэн на марта 25th, 2005, 12:27pm
В "Ламриме" Цзонхава пишет примерно так:
Есть два уровня восприятия действительности
- уровень обыденной логики
- уровень философского осмысления

Второй уровень - для близких к Просветлению, о коих пишет Мим. Это не про нас, нам еще расти и расти.
Наш уровень - обыденный. НА этом уровне существует личность, как понятие относительное. И свобода воли тоже.
Согласно буддизму махаяны, каждая личность обладает бодхичиттой, то есть изначальной устремленностью к Просветлению. Оная бодхичитта дремлет до поры, у буддиста она просыпается, развивается и настоящий буддист должен ее всемерно практиковать.
Разумеется, узнав про бодхичитту, он волен (волен!) пренебречь ею или напротив, ревностно заняться практикой.
То есть свободы воли нет на уровне абсолютном, но она есть на относительном.

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем ARH на марта 25th, 2005, 11:27pm
Так ведь закон причины-следствия действует и на относительном уровне также, насколько я помню, это универсальный закон.

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Mim на марта 26th, 2005, 6:27pm
Кар, увы, он ни разу не универсален. Его универсальность - только одна из возможных интерпретаций реальности. Другое дело, что обосновать иные варианты - например, "квантовую логику" - пока ни у кого особенно не получилось. Для того, чтобы их обосновать, надо УЖЕ думать по-другому. Кстати, просветленный буддист именно что думает по-другому. Знать бы еще, как именно... ;-)

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем ARH на марта 26th, 2005, 7:31pm
Глубокоуважаемый Mim, если я правильно Вас понял, Вы хотите сказать, что в воспринемаемой нами реальности закон причины-следствия работает с какой-то избирательностью?

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Mim на марта 26th, 2005, 8:27pm
нет, многопочтенный Кар, я хочу сказать, что никакого такого "закона причин и следствий" вообще не существует. "Причинно-следственная связь" - не более чем методология описания реальности. Довольно удобная и весьма привычная, но имеющая методологическую И ТОЛЬКО методологическую природу. Никакой "объективной сущности" у этого закона нет - это форма осознания реальности, но ни в коем смысле не сама реальность.

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем ARH на марта 27th, 2005, 7:35pm
1.Уважаемый Mim, не потрудились бы Вы обращаться к собеседнику по его нику, а не придумывать прозвища, по которым не понятно к кому Вы обращаетесь.
2.То, что Вы так экспансивно описываете, является Вашим личным опытом??
3.Не могли-бы Вы прямо ответить на один вопрос: Вы исповедуете буддизм?

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Кар на марта 27th, 2005, 8:28pm
ARH, не следует обижаться на Мима, просто я тут живу немного раньше, аватарки у нас с Вами - как можно заметит - одинаковые, а ник, который стоит над аватаркой очень легко поменять через настройки профиля пользователя. Вас никто не хотел обидеть - просто мы случайно оказались близняшками. :) Можно это как-то исправить, а вообще - давайте дальнейшее через приват.

Прошу прощения у высокоинтеллектуальных собеседников за офф-топ. :)

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Mim на марта 28th, 2005, 5:23am
1. ARH, приношу свои извинения. Уважаемый Кар совершенно верно обрисовал ситуацию, что, однако, никоим образом не оправдывает моей невнимательности.
2. Нет. Не исповедую.
3. Какой именно из моих постов Вы имеете в виду под моим личным опытом? Если то, что касается закона причинно-следственных связей, то при чем тут личный опыт и экспансивность? Это, собственно,  даже и не буддизм. Это всего лишь некоторые результаты изучения рассматриваемой ситуации в герменевтике  второй половины XX в. Курт Хюбнер, например - весьма рекомендую. Впрочем, как и любые методологические исследования, его "Критика научного разума" - вещь далеко не безусловная.
4. А обижаться на меня и в самом деле не стоит. Мои тезисы ни в коей мере не претендуют на то, чтобы быть окончательными ответами. Как правило, я вообще не даю ответов. Я на них провоцирую. Издержки профессии, знаете ли.

Заголовок: Re: Причины и следствия
Прислано пользователем Игорь на мая 23rd, 2006, 11:58pm

on 03/24/05 в 21:02:18, ARH wrote:
Выходит, что свободы воли не существует? :'(


Почему? (если продолжить эту старую тему) Раз всякое действие имеет свою причину, то почему бы не стать породителем причин?

"Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя.
Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя? Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда освободились от рабства.
Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?"




Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.