Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 20th, 2024, 6:32am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Буддийские четки »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Буддизм и философия
(Модератор: Mim)
   Буддийские четки
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Буддийские четки  (Прочитано 14174 раз)
Альвдис Н.Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Буддийские четки
« В: августа 2nd, 2005, 7:41pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Взято: http://www.livejournal.com/users/koshkopjos/58565.html - там же картинки
 
Эти материалы собраны мной, в основном, на семинаре д-ра Нида Ченегцанг’а в июне 2000 года и на собственном опыте. «Так как при работе с мантрами мы произносим мантры на трёх уровнях – тела, речи и ума, есть и три способа работы с мантрам на этих уровнях. На уровне речи – это произнесение вслух или шёпотом, на уровне ума – визуализация, на уровне тела – перебираем чётки. Чётки отвечают за правильное функционирование энергии мантры на уровне тела, поэтому они очень важны. (Прим. кошк. – Чогъял Намхай Норбу Ринпоче (далее - ЧННР) говорил, что на уровне ума чётки не особо важны, так как важна реализация, а не число мантр. Поэтому, по Его словам, чётки – «только счётный инструмент».) Так как сила мантр сохраняется в чётках, для разных мантр используются разные чётки. Обычно буддийские чётки называются «МАЛА» и насчитывают 108 бусин (12 месяцев, помноженные на 9 менге). Но существуют и другие варианты. Например, для лечения используются 108 бусин, для обретения мудрости – 108, для могущества – 54 (половина от 10Cool, а для гневных практик – 21. Для особо сильных мантр, которые нельзя повторять много – 7 бусин. В мала есть очень важная часть – «голова чёток», т.е. две головные бусины (иногда бывают три – прим. кошк.). Эта двойная бусина подобна главному божеству в мандале (если три бусины – то проявлениям тела, речи и ума Будды, символизируемыми слогами Ом, А, Хум – прим. кошк.). Две бусины символизируют божество в союзе (яб-юм) , то есть недвойственноть сострадания и пустоты. 108 бусин – символизируют 108 божеств, это полный аспект будда-активности, то есть все возможные действия будды. Так же в танатрах говорится, что существует один главный звук и все остальные (108 звуков) – происходят от него. Дин круг мала задействует все звуки и все виды будда-активности. Если бусин меньше – то сила мантр концентрируется.  
Для лечения используются белые или жёлтые мала. Так же полезня хрустальные и стеклянные, (прим. кошк. – такие мала так же могут быть использованы при гадании Мо). В них видна чистота и ясность. Для гневных практик и контроля энергий годятся красные и чёрные чётки. Часто на мала в 108 бусин отмечают счётные 21-е бусины, выделяя их размером и формой или рельефом. Это могут быть орешки рудракши (на гневных) или большие агатовые бусины «с глазом». Такие агатовые бусины называются «глаз будды» и символизируют мудрость и ясность. Если на чётках есть «глаз будды», то такие чётки имеют так же особую функцию – связь со «взаимозависимым происхождением». Такой вид чёток с «глазами» универсален и может быть использован для любой практики, то есть «для 4-х видов деятельности». Сначала они беловатые и годятся для мирных практик очищения, потом – желтеют и годятся для практик умножения и здоровья, потом – краснеют и годятся для подчиняющих действий, потом – чернеют (становятся тёмно-красными) и годятся для гневных деяний. Индийские йогины используют мала из рудракши. Это хорошие чётки, но обычно их используют нагпа (маги), для исцеления и для обретения могущества. Такие мала подобны дикой лошади, их энергия неукротимая и резкая. Для того, чтобы пользоваться ими, надо обладать способностью укрощать диких лошадей. Если такой склонности нет – то такие чётки не очень хороши (порвёт – прим. кошк.). Чётки, данные тебе учителем, НЕ используются для начитывания мантр. Их надо бережно хранить и хорошо носить на теле.  
Очень важна так же нить чёток – её цвет желательно должен совпадать с цветом бусин (бывает, что цвет нити делается тёмно-красный, символизирующий огонь или плетётся пятицветная нить, символизирующая пять перво-элементов – прим. кошк.). В мирных чётках предпочтительная белая шерстяная нить – она несёт ощущения покоя и мягкости. Отверстия в бусинах должны быть одинаковыми и гладкими, бусины не должны застревать при скольжении по нити, так как это символизирует движение энергии. Есть выражение про нить мала «чин-ва» (?), которое означает «ряд, линия». Это значит, что нить символизирует связь с Учителем, с божествами и буддами, движение энергии в теле. Если бусины застревают при движении, то всё это блокируется. Так же очень важна длина нити. Чётки должно быть удобно перебирать. Если нить слишком длинная, то это приводит к тому, что действие чёток становится медленным. Если нить короткая – блокирует энергию в теле практика. Если слишком широкое отверстие, то бусины болтаются на нити и это создаёт много препятствий. Расстояние между бусинами должно быть индивидуальным - примерно в палец шириной. Нехорошо смешивать разные материалы в одних мала – чётки тогда становятся бусами. Мала нельзя носить напоказ, как украшение, лучше держать их на теле, вдали от посторонних глаз. Если перетёрлась нить – то это довольно плохой знак, такие чётки лучше не использовать, а сжечь или раздать по бусине знакомым. Если бусина сломалась, это очень вредно, её надо сразу заменить на новую. Мала со сломанной бусиной нельзя пользоваться.  
Желательно заводить новые чётки, не старые и, конечно, не чужие. Мало ли что читали на них? Мало ли, какие вредные энергии вы получите вместе с ними?  
Так же – на мала бывают счётные металлические части. Если они есть то эти «счётчики» должны быть из белого металла, желательно – с изображением ваджра и колокольчика.  
Мала нельзя класть на землю, касаться ими собак и кошек, так как они могут потерять силу. Новые мала благословляют специальной мантрой, произнося её 21 раз и представляя, что божество мандалы со свитой растворяется в бусинах.  
При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую. (Почти всегда – прим. кошк.).  
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию. (Так же потому, что «прыгать» через «голову мала» - невежливо – прим. кошк.)  
1). Мирные мантры читают на уровне сердца.  
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.  
Часто при лечении мантрами используется несколько мантр. После начитывания нужного кол-ва мантр мала надо сложить между ладонями, потереть и «подуть в них мантрой». Тогда сила мантры остаётся в чётках. (прим. кошк. - так же часто «дуют мантрой» на воду, благовония или лекарства.) После этого свёрнутой мала прикасаются к голове, кланяясь божеству чёток и получая его благословление. (Часто мала просто кладут на голову и оставляют некоторое время там лежать, сидя в медитации – прим. кошк.)  
В отношении мала, используемых дл практики божеств, есть свои особенные самайя, обеты:  
1). Носить их на себе, так, чтобы мала касались кожи или хранить в специальном мешочке.
2). Нельзя использовать их для гадания (для гадания вообще используют отдельные мала – прим. кошк.)
3). Их нельзя давать чужим людям, чтобы сила не перемешивалась. (Это может быть вредно не только для практика, но и для «чужого дяди» - прим. кошк.)
4). Мала лучше вообще беречь от чужих взглядов, часто перебирают прямо в мешочке. (Мы часто видим, как это делают кришнаиты: они дают всем пример, достойный подражания – прим. кошк.)
По направлению от себя читают мантры при «дог-па». Этим не стоит увлекаться, так как энергия исходит от сердца и рассеивается.  
Костяные мала используют редко и для специальных практик, часто – для лечения. Роговые – не надо, это плохо, так как рог очень агрессивен. В любом случае лучше использовать натуральные материалы.
Теперь про размер бусин:
1). Мирные и для лечения – с вишнёвую косточку (с ноготь мизинца)
2). Гневные – с ноготь большого пальца ноги.  
На одних чётках можно начитывать разные мантры, особенно на «глазчатых» или с «треугольником», но часто для разных мантр заводят разные мала. Таким образом, мпрактик может иметь минимум две мала – для гневных и мирных, а часто – и целую кучу мала для каждой мантры отдельно, в отдельном мешочке.  
При практике мантры на мала есть свои обеты для сохранения энергии:
1). Нельзя пустословить, лгать и ругаться. Нельзя создавать проблемы речью. Иначе энергия речи повреждается.
2). Не есть - лук, чеснок, редис, имбирь, вино, мясо, пересоленную пищу; нельзя курить.
3). Если случится съесть пересоленное – 21 раз читать соответствующую строчку санскр. алфавита (али-кали) – Ка-КхА-Га-ГхА-НгА
- от лука и чеснока – Ца-ЦхА-Дза-ДзхА-Ня
- от редиски – Та-ТхА—Да-ДхА- На
- а от мяса и вина – весть али-кали 21 раз.
(конечно, не них надо иметь передачу, а то мантры али-кали не будут иметь силы - прим. кошк.)
4). В месте для мантр не должно быть собак и кошек.
5). Читая мантру нельзя прерываться на разговоры.
6). Если в круге мантр случиться икнуть-чихнуть-пукнуть-высморкаться-зевнуть-закашлять – то это круг не считать, энергия улетела.
7). Нельзя есть языки животных.
Cool. Голос при начитывании мирных мантр не должен быть громким. Для умножающих – чуть громче. Для подчиняющих – ещё громче, а для гневных – кричать. (Прим. кошк. – ЧННР рекомендует читать мирные чуть слышно, а гневные – мысленно, чтобы не создавать себе препятствий).
9). Скорость – умеренная, чётко произносить все слоги.  
10). Прямая спина!
11). Мантры для лечения – лицом на восток; увеличения – на юг; подчиняющие на запад; гневные – на север. Но: мантры Падмасамбхавы – на ЮЗ, а мантры З.Тары – на север.»
Записано в День Дакини месяца водяной птицы года деревянного петуха мной, кошкопёсом. Да будет благоприятно!  
Зарегистрирован
Хоботун
Гость

Е-мэйл

Re: Буддийские четки
« Ответить #1 В: апреля 19th, 2006, 5:05pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

очень интересно. спасибо.
 
а вот что нашел я об аналогичном приспособлении у восточных христиан:
 
Название "чётки", согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта - нитку бус или ремень с узлами - для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются - лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых "бабочек" (или иной вариант - "бобочек"). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев [1], хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей Церкви. На некоторых изображениях (например, на известной иконе моления на камне) в руке преподобного Серафима видна именно лестовка. По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица - веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для отсчета числа Иисусовых молитв. Поэтому другое ее название - чётки, то есть приспособление для отсчета. Введены чётки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам - Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае - очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения - ни практического, ни символического - они не имели. У нас же, на Руси, вервица превратилась в лестовку - лестницу на небо. Ее части - ступени - так и называются: "земля", "небо"; все части получили важное символическое значение; из простого приспособления для счета вервица превратилась в важнейший инструмент молитвы.  
 
Лестовка представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дермантиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых "бобочками". Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три "великих" ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. "Великими" ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от "земли" до первой великой ступени - 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно - 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени - 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до "неба" идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных "лапостка" (лапоска, иногда - ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка - евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки - семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолить в течение дня. Это практическое значение передвижек - отсчет количества отмоленных лестовок - в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.  
 
Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. "богородичные лестовки". Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.  
 
Взято тут:
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1047
 
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru