Автор |
Тема: Мысли о дзогчене и... современном искусстве (Прочитано 1755 раз) |
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Поелику большинство читателей сего форума - не буддисты, то поясню, что же есть "дзогчен". Это философское направление в тибетском буддизме, "прямой путь", в котором как объект для медитации может использоваться ЛЮБОЙ элемент реальности, медитация неотделима от жизни; поз, ритуалов и прочего антуража не требуется. И если этот Путь практиковать успешно, то можно достичь Просветления уже в этой жизни. Так вот к чему я. Берем буддиста с большими способностями. Он понимает, что привязанность к форме (монашеская одежда, предметы на алтаре, распорядок медитаций и т.п.) - это всё равно ПРИВЯЗАННОСТЬ. Ему не обязательно сидеть в позе лотоса. Он может идти путем дзогчена и действительно освободиться от всевластия _формы_. Но если мы возьмем буддиста с малыми способностями, то без монашеской дисциплины он не достигнет ни-че-го. Ему необходима опора на форму. МАнтры-тантры-оркестранты... Предложи такому человеку путь дзонгчена - и он это поймет как вседозволенность. Лежать пузом кверху вместо вельми утомительных 35 поклонов 35 буддам покаяния. Ему указывать на путь дзогчена - ВРЕДНО! Теперь берем искусство. Когда оно сводится к технике - рисунок-живопись-композиция, натюрморты-гипсы, пропорции-лессировки - то это губит подлинного мастера. Он несет в себе много, он способен черпать из себя. Но чуть выпусти ТОЛПУ художников самовыражаться без никакой техники и опоры на школу - получается бяка, коей сейчас навалом. Что жизнь одному, то смерть другому... И ведь не установишь фильтр: будущие мастера - направо, обреченные быть посредственностью - налево. Увы.
|
« Изменён в : декабря 23rd, 2004, 6:10pm пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #1 В: декабря 23rd, 2004, 6:55pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Кажется, дзогчен надо объяснить подробнее... Хотя дзогчен не является ни религиозной, ни философской системой, он имеет мощную линию передачи, сохранившую в чистоте учение, восходящее к глубокой древности. Дзогчен (также называемый Ати-йога) следует понимать как полноту осознавания личности, как безопороный Прямой Путь, на котором человек свободен от любых привязанностей, в том числе и к сакральным формам. Дзогчен основывается на пути самоосвобождения и на прямом, получаемом из собственного опыта, знании изначального состояния. Цитирую Намхая Норбу. Учения Дзогчена — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учений означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и подлогов, создаваемых чужим умом. Само значение тибетского слова "дзогчен" — "Великое Совершенство" — указывает на истинное изначальное состояние каждой личности, а не на какую-то трансцендентную реальность. Мастер никогда не скажет: "Следуй моим правилам и соблюдай мои наставления!", но он скажет: "Раскрой свой внутренний глаз и наблюдай самого себя. Перестань искать снаружи лампу, чтобы осветить себя изнутри, а зажги свой внутренний светильник. Так учение станет жить в тебе, а ты — в учении".
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mike R.
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #2 В: декабря 23rd, 2004, 7:25pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Меня в этом контексте всегда занимала интерпретация следующего стихотворения Н.К. К НЕМУ Я нашел наконец пустынника. Вы знаете, как трудно найти пустынника здесь на земле. Просил я его, укажет ли он путь мой и примет ли он благосклонно мои труды? Он долго смотрел и спросил, что у меня есть самое любимое? Самое дорогое? Я отвечал: “Красота”. — “Самое любимое ты должен оставить”. — “Кто заповедал это?” — спросил я. “Бог”, — ответил пустынник. Пусть накажет меня Бог — я не оставлю самое прекрасное, что нас приводит к Нему. 1920
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #3 В: декабря 23rd, 2004, 7:32pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Прошу простить мою непонятливость, но я связи не вижу... То есть я не говорю, что ее нет, я - именно - не вижу. Объясни, а? ИМХО, современное искусство (как массовое явление) ищет не красоту, а самовыражение.
|
« Изменён в : декабря 23rd, 2004, 7:33pm пользователем: alwdis » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Mike R.
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #4 В: декабря 23rd, 2004, 7:57pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Да нет, ты права, прямой связи нет, поэтому я и сказал -- в контексте. Вопрос в том, является ли привязанность к Красоте, и соответственно, к формам искусства, тем, от чего надо освобождаться. У Н.К. это четко сформулировано. С одной стороны казалось бы да -- как и от любой привязанности -- но с другой, путь Агни-Йоги, например, учит достижению именно через Красоту. Или, еще можно так сформулировать: является ли любовь к формам искусства упайей?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Astale
  
 Я люблю этот Форум!
Пол: 
Сообщений: 148
|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #5 В: декабря 23rd, 2004, 9:03pm » |
Цитировать Править
|
в декабря 23rd, 2004, 6:08pm, Альвдис Н. Рутиэн написал:Теперь берем искусство. Когда оно сводится к технике - рисунок-живопись-композиция, натюрморты-гипсы, пропорции-лессировки - то это губит подлинного мастера. Он несет в себе много, он способен черпать из себя. Но чуть выпусти ТОЛПУ художников самовыражаться без никакой техники и опоры на школу - получается бяка, коей сейчас навалом. Что жизнь одному, то смерть другому... И ведь не установишь фильтр: будущие мастера - направо, обреченные быть посредственностью - налево. Увы. |
| Не знаю, как насчет дзогчена, но вот что касается искусства… Я сейчас как раз читаю биографии великих художников. Они все очень много учились. Они рвались учиться, сиречь осваивать технику, как бешенные. Ломились зачастую против воли родителей в школы, академии, к мастерам… Их никто не заставлял, они сами чувствовали, что им нужны «техника и опора на школу», талант требовал развития. Учились и работали с остервенением просто, поэтому и достигали многого. Благодаря способности черпать из себя они смогли превзойти своих учителей, но для начала они впитывали те знания, «рисунок-живопись-композиция, натюрморты-гипсы, пропорции-лессировки», которые уже были. А потом шли дальше. Так что я не думаю, что школа может повредить будущему мастеру. Талант – хорошо, а талант плюс школа – еще лучше Хотя, тут есть такой момент: насколько тебе подходит _именно эта_ школа. Например, в академической школе большое значение придается рисунку. А есть художники, которые в рисунке не сильны, плохо чувствуют форму, но зато очень хорошо чувствуют цвет. Им нужно учиться в другом месте, если они не хотят, чтобы над ними смеялись. Но учиться все равно надо. Всем. Особенно талантливым
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mim
Тоже мифическая личность Злобный Айну
    

Из самого плохого вина можно сделать хороший уксус

Пол: 
Сообщений: 306
|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #6 В: декабря 23rd, 2004, 9:40pm » |
Цитировать Править
|
Есть такой забавный момент в истории русской прозы (развивая мысли Тынянова о поэзии Некрасова) - середина 50-х гг. В этот момент эта самая русская проза достигает совершенства. И в этот же момент начинает его ломать - сознательно или бессознательно, точно не скажу, но - ломать. Тургенев пишет "Дворянское гнездо" - ИДЕАЛЬНЫЙ русский роман. Ни прибавить, ни убавить. А потом пишет "Накануне" - ходульную тенденциозную дрянь. А потом пишет "Отцы и дети" - тоже тенденциозную вещь, но - гениальную. По-другому, чем "ДГ", но гениальную. Он ломает им же достигнутое совершенство, но добивается подлинной свободы творчества - свободы и от стремления к этому самому уже достигнутому совершенству. Двигаясь к осознанию простого факта: красота и красивость - не обязательно одно и то же (хотя и не сказать чтобы несовместимы). Видимо, поэтому он всегда довольно пренебреджительно оценивал творчество Флобера, который на этой самой стадии совершенства застрял намертво. И Тургенев не одинок. Принято ругать стиль Толстого. Да, его язык кошмарен, но когда хотел (в "Севастопольских рассказах", "Казаках", "Смерти Ивана Ильича" и т.п.) - он писал безупречно. С учетом того, как долго и мучительно он правил собственные тексты - следует предположить, что мы имеем дело с НАМЕРЕННЫМ косноязычием. Талант может быть оформлен школой, а может быть погублен школой. Гений может сформировать школу, а может погубить школу. Причем как чужую, так и собственную. А просветленным пофигу.
|
« Изменён в : декабря 23rd, 2004, 9:44pm пользователем: Mim » |
Зарегистрирован |
"...Злобные Карлики не служат ни Свету, ни Тьме. В своих тайных норах сбираются они на гнусные радения, на коих поклоняются нечестивым своим богам - Разуму и Логике"... (с) Книга Прописных Истин Тамриэля
|
|
|
Gallaan
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #7 В: декабря 24th, 2004, 5:12am » |
Цитировать Править
Удалить
|
Quote:Но чуть выпусти ТОЛПУ художников самовыражаться без никакой техники и опоры на школу - |
| - то IMHO, никакого самовыражения и не будет. Не уверен насчет школы, но без техники вообще ничего выразить нельзя. Другой вопрос, является ли техника достаточно общепринятой, чтобы то, что с ее помощью выражено, было понято. И, главное, есть ли что выразить, будь то "красота" или чья-то "inner self". На мой взгляд, основная масса современного художественного продукта страдает внутренней пустотой (в плохом смысле слова "пустота").
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Эрин
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #8 В: декабря 24th, 2004, 1:22pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Боюсь, "ТОЛПА художников, выпущенная самовыражаться", будет... э-мнэ-э... озабочена, скажем так, не сотворением произведений искусства, и не искусством вообще, а, на первых порах, - Собой в искусстве; затем же - своим местом в Искусстве (это не одно и то же, мда...) Что мы, чаще всего, и видим...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #9 В: декабря 24th, 2004, 4:59pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Отвечаю всем по порядку. Михаилу. Привязанность к красоте и чувство красоты - разные вещи. Омраченная привязанность к Красоте - это, например, утверждение: "Настоящий художник - только РАфаэль!" (Дзанабадзар, НАлбандян, Рерих, Репин... вставить по вкусу). Но если я очувствую красоту в размывах грязи на дороге, взгляде усталой женщины и т.п. - так же, как и во всех картинах, то это не является (можно я поставлю термин, а?) - омраченной клешей (перевед с буддийского: опасной бякой). Астале Учиться надо. И буддийская практика потому так и названа, что в ней надо ПРАКТИКОВАТЬСЯ. Постоянно. И никто не говорит, что школа - хоть буддийская, хоть художественная - вредна. Вредно обстругивание рубанком. Да ты и сама пишешь про рисунок, который не у всех идет. Потом, ты совершенно правильно говоришь: мастера учили СЕБЯ. То есть отбор они совершали сами. А массу таки-полезно обтёсывать. Потому что для нервой системы полезнее смотреть на тыщи соцреалистиЦких картин, чем на абстрактную мазню. Аналогично лучше сотня монахов, твердящих сутру, чем те обезьяны, которые повыскакивали в аналогичном треде в "ру_буддизм".
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
 |
Re: Мысли о дзогчене и... современном искусстве
« Ответить #10 В: декабря 24th, 2004, 5:07pm » |
Цитировать Править
Удалить
|
Мим, тебе мне ответить нечего, потому что ты прав процентов на триста... Гэлу и Эрину, одно на двоих. Что есть самовыражение? - это, ясен пень, когда ты выражаешь то, что несешь В СЕБЕ. А что ты там несешь? Я глубоко убеждена, что _масса_ любая, в любое время несет в себе примерно одно и то же. Если массу научить бубнить сутры, то оная масса поймет в сутрах мало что - но текст будет сохранен в устной передаче. Если массу научить рисовать по законам реализма - понятно. А если ничему не учить, то будет выставленная на выставке дверца шкафа, покрашенная в грязно-красный цвет (сама видела). А вообще - большое спасибо всем, кто вылез в сей дискуссии!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|