Автор |
Тема: Mike R.: Определение "ламаизма"? (Прочитано 965 раз) |
|
Forum Admin
Гость

|
Дискуссия с alwdis перенесена из ЖЖ: Слушай, вопрос, вот здесь ты (с соавтором) пишешь: Цитата: Еще хуже обстоит дело с изложением тибетского буддизма (китайский буддизм махаяны в учебнике практически не описан). Тибетский буддизм он отождествляет с ламаизмом, что является грубейшей ошибкой. Ламаизм — это европейское название гелукпы, самой поздней из основных школ тибетского буддизма. Она возникла в конце XIV века. Однако автор учебника утверждает, что «ламаизм формируется в VII — XV веках»21. Между тем в седьмом веке Тибет лишь познакомился с самыми общими буддийскими представлениями; древнейшая из тибетских философских школ — ньингмапа возникла в следующем столетии. Тогда как ламаизм — учение Цзонхавы (1354-1417) о духовной опоре на ламу. Я никогда раньше такого определения ламаизма не встречал. Ты не прояснишь, на чем оно основано? Кроме того, из моего (относительно небольшого) личного опыта общения с сангхой Согьяла Ринпоче (традиция Риме, то есть корни в Ньингма), в Ньингма огромный упор делается на Гуру-Йогу (Падмасмбхавы и своего ламы), так что утверждение "ламаизм — учение Цзонхавы (1354-1417) о духовной опоре на ламу" мне кажется требует прояснения. Цитата: Тибетский буддизм он отождествляет с ламаизмом, что является грубейшей ошибкой. В таком случае "грубейшую ошибку" совершила и Энциклопедия Колумбийского Университета, когда определила Ламаизм как Тибетский Буддизм. Цитата: Мои сочувствия твоей альма-матери, но меня за отождествление тибетского буддизма и ламаизма ругала Н.Л. Жуковская. А она в нашей грешной стране первая по ламаизму. Об опоре на ламу. До Цзонхавы эта идея была. НО! Она не была главнейшей в практике. Это раз. Второе. Я не знаток ньингмапы, но... глянь, КАКОГО ВЕКА вот та конкретная школа в ньингме, о которой ты говоришь? Единственное место, которое я смог найти на Интернете, где Ламаизм определяется как Учение Гелукпа (Желтых Шапок) - это Брокгауз и Эфрон. В то время как все остальные источники (включая западные) определяют Ламаизм именно как Тибетский Буддизм, и иногда уточняют, что сам термин практически вышел из употребления к концу 70-х (очевидно, когда тибетский буддизм широко распространился на Западе). Таким образом, похоже, что в Российской ранней буддологии Ламаизм действительно определялся так, как сказала Жуковская, но в буддологии в целом к концу двадцатого века этот термин во первых вышел из употребления, а во вторых безусловно воспринимался как синоним тибетского буддизма (на Западе, когда определяют например буддизм Монголии и Бурятии, говорят, что это форма тибетского буддизма). Это я все к чему - что не совершал несчастный Аблеев "грубейшей ошибки", приравняв Ламаизм к Тибетскому Буддизму. С уважением, -- Mike R.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Alwdis
Гость

|
Я могу только одно добавить: когда Жуковская рецензировала мою "Тибетскую живопись", то она мне категорически зарезала термин "ламаизм" как синоним "тибетского буддизма", сказав, что "Л" - это не просто гелукпа, но гелукпа, "разбавленная" народными верованиями монгол и бурят. Термин сейчас действительно всё больше и больше вытесняется из научного обихода. Что до книги Аблеева, то даже если принять понятие ламаизма как тибетского буддизма вообще (спор заходит о том, какой источник для кого авторитет), то всё равно - его учебник остается халтурой. Я Аблеева знаю лично, симпатизировала ему и участие в рецензировании его книги предполагала... ну, поддерживающим. Пока не начала читать. Ошибкой больше, ошибкой меньше... критическая величина им всё равно пройдена. Итого: спасибо за уточненние широты употребления термина "ламаизм". Бум знать, что тут точки зрения не совпадают. И вопрос насчет ньигмы. Ведь она развивалась под воздействием гелукпы. Так - к какому веку относится твое Quote:с сангхой Согьяла Ринпоче (традиция Риме, то есть корни в Ньингма), в Ньингма огромный упор делается на Гуру-Йогу (Падмасмбхавы и своего ламы), |
| Я ньингму знаю только на общеобразовательном уровне, поэтому спрашиваю с чистой жаждой знаний, без малейшей "подковыки".
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Mike R.
Гость

|
Quote:И вопрос насчет ньигмы. Ведь она развивалась под воздействием гелукпы. Так - к какому веку относится твое с сангхой Согьяла Ринпоче (традиция Риме, то есть корни в Ньингма), в Ньингма огромный упор делается на Гуру-Йогу (Падмасмбхавы и своего ламы), |
| Я не очень понимаю, что ты имеешь в виду под "ньингма... развивалась под воздействием гелукпы" ? Как ты конечно знаешь, ньингма была основана Падмасамбхавой и сформировалась задолго до Цонхкапы. Учение Гуру-Йоги есть во всех школах тибетского буддизма и безусловно предшествует Цонхкапе. Ты же читаешь по английски? Вот здесь http://www.palyul.org/eng_teachings-guruyoga.htm Пенор Ринпоче (глава школы Ньингма) подробно рассказывает о Гуру-Йоге.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Alwdis
Гость

|
За статью спасибо, прочту на досуге (щас полный завал несданных статей). А имею я в виду вот что. Жил да был бон. Задолго не то что до гелукпы, а вообще до буддизма. Потом пришел буддизм, и бону надо было либо вымереть, либо приспособиться. И бон приспособился настолько, что там появился и Шенраб Миво, и иконография вполне буддийская и вообще сейчас бон считается одним из направлений тибетского буддизма. Ньингмапа тысячу лет существует в "конкуренции" с другими школами. Очевидно, что за эту тысячу лет ньингмапа как-то изменилась. Вот я и спрашиваю, не впитала ли она что-нить из несравнимо более молодой, но и более популярной гелукпы? Офф-топ. А чего ты зарегистриться не хочешь? Оно удобнее...
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|