Автор |
Тема: Про Солнце (Прочитано 2228 раз) |
|
zero
Гость

|
Квенийское слово "запад" - numen - происходит от nuta - закат Солнца, буквально "снижение", и men - путь, место. Корень первого компонента восходит к протоэльфийскому NDU- "go down, sink, set (of Sun, etc)". Там же в "Этимологиях" упоминается протоэльфийское слово ndune - "sunset". Таким образом, по мнению самого Толкина, в протоэльфийском языке существовало слово, означающее закат Солнца. Аналогичная этимология у слова romen - восток, которое происходит от протоэльфийского RO - "подниматься, вставать". Хотя в "Этимологиях" не указано прямо, что этот корень относится также и к восходу Солнца, но слово romen является также названием одной из тенгв Феанаро. Таким образом, практически нет сомнений, что слова numen и romen возникли еще ДО Валинорского периода и во всяком случае ДО того, как нолдор после Исхода впервые увидели Луну и Солнце. Если прибавить к этому герб Финвэ - крылатое солнце - то есть серьезные основания полагать, что Толкин рассматривал предание о создании Луны и Солнца после гибели Деревьев как миф, не соответствующий реальности, еще до написания Myths Transformed. И, во всяком случае, не будет абсолютной ересью предположить, что Солнце показывалось на небосводе Арды и до Исхода нолдор. Было бы интересно услышать комментарий специалистов.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Ох... я не специалист, я апокрифист. РАсклад таков. Я не слишком хорошо знаю периодизацию творчества Профессора, но, сколь понимаю, во время "Лостов" отождествление АРды и Земли было большим, потом подуменьшилось, потом опять усилилось и т.д. Короче говоря, ТОлкин сам себе тыщу раз противоречит, и это естественно, потому что менялся у него взгляд на мир, как на земной, так и на ардЫнский. Это нормально. Но нам это расхлёбывать. Мне кажется, нельзя разновременные концепции пытаться привести к общему знаменателю. Не влезет. А с точки зрения реальной АРды... ох, ну я привыкла верить "Сильму". МОгу эти лингвистические бяки попытаться объяснить... но это будет уже очередной апокриф.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
zero
Гость

|
Не надо к общему! Этот вопрос интересен, ИМХО, именно как подтверждение того, что взгляды Профессора на Арду не только не были неизменными, но и далеко не полностью изложены и разъяснены в его опубликованном наследии, и искать у него некий "канон" - занятие достаточно непродуктивное. История создания Солнца и Луны практически не изменялась с "Лостов" до МТ - и вместе с тем лингвистика разительным образом этой версии противоречит, причем никаких колебаний здесь тоже как будто не наблюдается. Будем копать дальше..
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Quote:История создания Солнца и Луны практически не изменялась с "Лостов" до МТ |
| Прямо - да, но ведь Эльфвине, сколь я помню, плавал из Англии? ДЛя меня наличие ЗЕМНЫХ реалий само по себе уже составляющая космогонии. ТО есть если АРда - другой мир, то там Солнце и Луна могут возникнуть как угодно, но если АРда = Земля, то могут быть лишь ПРЕДАНИЯ о другой версии творения. Как-то так... А копать - это правильно! И притаскивать накопанное. За это - только спасибо!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
zero
Гость

|
Альвдис, респект! Такое простое и очевидное доказательство того, что предание о плодах Лаурелина и Тельперион во время создания рассматривалось автором, скорее всего, именно как миф, а не исторический факт, мне просто не пришло в голову, увы
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

|
Вообще это еще надо у текстологов поспрашивать... Но всё же факт: сколь я помню, в Домике Утраченной Игры именно что сказки сказывают.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|