Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 23rd, 2024, 5:57pm

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Алькор. Драка Добра с Добром (копия) »

   Форум портала «Миф»
   Пристанище книжных детей
   Арда и окрестности
(Модератор: Mim)
   Алькор. Драка Добра с Добром (копия)
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Алькор. Драка Добра с Добром (копия)  (Прочитано 1119 раз)
Forum Admin
Гость

Е-мэйл

Алькор. Драка Добра с Добром (копия)
« В: марта 24th, 2004, 11:25pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Тэсса
_____________________
Скопировано с Крысофора с согласия Алькора.  
 
Первопричина моего высказывания - здесь:  
http://eressea.ru/tavern7/006-0038.shtml  
.  
Оффтопик к сообщению Сау "ЧКА в разрезе".  
. "Власть над Всей Вселенной?  
На кой чёрт мне сдалась ещё  
и ЭТА головная боль?!" (с)  
.  
Интересная позиция у нас тут просматривается. Если Тьма - это, вроде как, "не-добро" (ибо термин "добро" успешно "прихватизирован" Светом), значит - будем Злом! Вроде бы, мотивация понятна.  
Но...  
Ни одна из сторон глобального конфликта никогда не считает себя неправой. Со своей точки зрения, разумеется. Отсюда следует, что большинство человеческих столкновений - это ДДД ("Драка Добра с Добром"Wink. Только почему-то (почему?) некоторой части нынешних "тёмных" нравится ассоциировать себя именно со Злом...  
 
В отличие от сторонников ЧКА.  
 
Оговорюсь сразу. Я считаю это произведение "Этапным" и "Значимым" для фэндома, но к его поклонникам не отношусь. Но что меня в нём подкупило - так это _искренняя_ вера мелькоровцев в свою правоту. Ту самую, из ДДД.  
 
В большинстве художественных произведений (а особенно - фильмов!) "безусловный противник" (т.н. "зло"Wink не просто - очень противный, но и сам себя таковым считает. В смысле, бякой. Но в жизни так не бывает! (см. выше).  
 
А ещё Тьме постоянно приписывают Эгоизм и Борьбу за Власть - Любыми Средствами. Что ж, рассмотрим, из чьего они арсенала.  
 
Итак:  
Вы никогда не видели Борьбу за Власть Во Имя...(нужное Имя вписать)?! Конечно, видели! Альтруизм - "светлое" качество, направленное (по максимуму) на достижение Светлого Будущего для всех! "Светлого" - с конкретной точки зрения, разумеется. Тех, кто смотрит с иной точки - следует переубедить. А уж если не выходит, то - нейтрализовать. Любыми средствами.  
Ибо Цель - Оправдывает!!!  
 
Это, естественно, крайняя степень альтруизма. Но - весьма характерная.  
 
Что касается стороны, _традиционно_ именуемой "тёмной", так здесь "то самое Имя" - это "имя собственное". Во всех смыслах. Эгоизм. Но - _разумный_ эгоизм, ибо неразумный эгоист долго не проживёт (а ему, в отличие от альтруиста, продолжительность собственной жизни далеко не безразлична). Так что, как ни странно, "не-светлый" эгоист - более ограничен в средствах (разумеется, если он не входит в некое крупное сообщество с совпадающими интересами).  
 
Существует и "неразумный эгоизм", но … недолго.  
 
Уж не знаю, как Владимир Васильев с Варраксом будут делить авторские права, но мысль о различии между Светом и Тьмой у них общая - Альтру/Эго-истическая.  
"Свет легко становится Тьмой, когда начинает преследовать собственные интересы. А Тьма так же легко становится Светом, когда не преследует свои..." - Шиндже, Судья Мёртвых (В.Васильев, "Лик Чёрной Пальмиры"Wink.  
Право же, прекрасно сформулировано!  
 
Скажите, эгоист ли государственный деятель, строящий на слезах и крови Великую Империю (как он думает, для себя!), урывая время у любимого занятия - стрижки газонов, например? И альтруист ли "святой отшельник", озабоченный исключительно _собственным_ спасением?  
 
Вот именно.  
А самое забавное, что оба эти качества жизненно необходимы: эгоизм - для выживания особи, альтруизм - для выживания вида.  
 
И что же у нас в итоге получилось? А вот что:  
Ни Свет (и ассоциируемый с ним Альтруизм), ни Тьма (и ассоциируемый с ней Эгоизм) - сами по себе не являются ни Добром, ни Злом.  
Разные это понятия.  
Самостоятельные.  
Мухи отдельно, котлеты отдельно…  
 
Но вернёмся к ЧКА. Всмотримся попристальнее, и увидим… ой, мама! - Светлый Блок в Чёрной Униформе!!! Вот только в средствах эти "разумные альтруисты" себя ограничивают, ибо оправдать их некому - Мелькор под боком, и он… возражает.  
А их Светлые же противники (но в Светлой Униформе) в средствах не стеснены - а как же, Во Имя Эру!  
Очень удобный "оправдатель". Виртуальный. Ибо никто, кроме айну, его не видел и напрямую с ним не общался.  
 
Драка Добра с Добром. М-да…  
_____________________________
Ломэллин
Могу поделиться своими мыслями по этому поводу.  
Для меня всегда была непонятна тождество "Свет-Добро" и "Тьма-Зло", хотя оно очень распространено. Свет и Тьма как начала вполне себе равнозначны, более того, Тьма была раньше Света. Вышеприведенное отождествление появилось позже.  
С моей точки зрения, Тьма и Свет - понятия абсолютные, существующие объективно. Добро и Зло чаще всего... субъективны. Конечно, если мы говорим, к примеру, об убийстве ребенка, это всегда зло, как ни глянь. Но если говорить о понимании, к примеру, "светлого будущего", то оно у каждого свое. И полбеды, если две стороны начинают спорить, кто правее, беда в том, что иногда этот спор вооруженный, хотя кулаки в таком вопросе удел тех, кто не может привести веских аргументов с свою пользу, и тогда начинает действовать с позиции силы.  
Очень часто суждения могут быть однобокими, т.е. с одной точки зрения, при этом постулируется, что "есть два мнения: одно наше, другое неправильное". А было бы неплохо посмотреть на это с точки зрения противника. Только вот "Когда узнаешь врага, возникает опасность, что найдешь его вовсе не таким уж плохим". А на такой подвиг способны не все, и гораздо проще уверовать в то, что твой враг - чудовище. Свои идеализируются, враги очерняются. Это мы и имеем, собственно.  
____________________________________
Алькор
Тут как-то на другом форуме ("Крысофор"Wink меня раскрутили на ИМХОвое определение Добра и Зла. Вот оно: По мне, так Добро и Зло (НЕ субъективно!) различают "по Леониду Андреевичу Горбовскому"* - "Добро есть неувеличение Энтропии Вселенной". Всё, что развивается из простых систем в более сложные - добро. Застой - уже НЕ добро. А регресс, соответственно - зло.  
Разумеется, с точки зрения Энтропии, всё это развитие является жутким злом!  
Ну, нет в Мире объективности!!!    
------------------------------------------  
* Леонид Андреевич, если кто вдруг не помнит - десантник из произведений Братьев Стругацких. Колоритнейший персонаж!  
 
___________________________
Тэсса
Объективности нет, это точно.  
 
Меня вот заинтересовало, почему некоторые Темные ассоциируют себя со Злом. Вроде бы, противоречие: если личность сама себя считает "плохой", ей не повредит общение с психотерапевтом. Некомфортное это состояние, болезненное - самому себя злом считать. А вот утверждение "я - Темный-Злобный-Эгоистичный" - другое дело. Оно - утверждение - предназначено для других. То есть внутри "я - хороший", снаружи - "я - плохой". Зачем? Я вижу как минимум один полезный результат такой позиции - отпугивание манипуляторов, давящих на этику. Работает система примерно так:  
Манипулятор:  
- Хороший человек _должен_... (нужное вписать).  
"Темный-Злобный":  
- А я _не_ хороший человек (сиречь - никому ничего не должен  ).  
 
И все, рыбка с крючка сорвалась.  Этот Темный может поступать вполне себе этично, но по собственной воле, а вот принудить его к чему-то уже сложнее.  
 
От модератора:  
рассуждения о власти я выделила в отдельный тред и перетащила к камину, куда и приглашаю всех желающих пофилософствовать на эту тему.  
 
http://www.venec.com/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=fireplace;action=displa y;num=1080563457
_______________________
Алькор
"А я - маленькая бяка"? А в душе (всегда!!!- как говорят психологи): "Я же - прелес-с-сть!"  
М-м-м... Иногда мне это кажется подростковым протестом, что с возрастом проходит. А вот если не проходит...  
Это может быть "защитной окраской" - как муха прикидывается осой, чтоб боялись.  
Может быть (перефразируя Тэссу) неприятием норм "хорошести" - разумется, как её видят окружающие, а они - несовершенны.  
А может быть - выдачей себе "карт-бланш" на ЛЮБЫЕ действия: "Я же - плохой, значит - всё можно!"  
 
Не думаю, что это - все причины.  
Продолжение следует?  
_____________________________
Эрин
 
Кину и я несколько мыслишек;прорастет - так прорастет...  
Защита от манипуляторов и манипуляций - да. Если есть внутренняя потребность в такой защите.  
Подростковый протест/самоутверждение/вариант попытки самоидентификации - почему бы и нет; если я еще не "застыл" в некоторой вполне определенной форме, - почему бы и не быть мне еще и... Дополнительные степени свободы. Способ борьбы с комплексами, независимо, есть они или нет. Дать сдачи "до того"...  
А вот с точки зрения Силы... По-настоящему сильная личность "должна" только себе. И этого ей с лихвой хватает. И если она не обременена понятием о Добре - то у окружающего эту личность мира начинаются проблемы. Вот "зачем", собственно говоря, добро...  
И тогда задача - пройти по грани, если хотите - "по лезвию бритвы": между "абсолютно добрым абсолютным недеянием" (Саваоф Баалович Один из "Понедельника..." Стругацких) и ... (наиболее близкое вам подставьте сами).  
Моя позиция: добрый - значит правильный, правильный - значит добрый...  
_________________________________
Тэсса
Угу, то есть снова получается, что этика играет роль ограничителя. Тогда путь Темного-Злого может выглядеть примерно так: хочу свободы -> для этого надо избавиться от внешнего ограничителя -> долой [чужую] этику.  
 
Мне трудно поверить в личность, у которой нет совсем никакой этики. Другое дело, что могут быть нормы собственные, отличные от распространенных. И получается примерно та же внутренняя картинка: "я поступаю в соответствии со своими личными этическими нормами, следовательно, я объективно хороший. При этом я нарушаю чужие этические нормы, следовательно, с точки зрения оппонентов, я плохой, но это проблема оппонентов."  
 
И я не думаю, что такой подход именно подростковый. Позицию "я никому ничего не должен" я как раз встречала у сильных, взрослых и успешных людей. В частности, одному из них, психологу Николаю Козлову принадлежит очень понравившееся мне в свое время высказывание: "Я - глубоко аморальный человек". В значении - свободный от морали, навязываемой обществом, думающий своей головой.  
 
Просто у подростков примерно та же мотивация проявляется наивно и неуклюже. А у взрослых - более продуманно. Вот и вся разница, по-моему.  
______________________________
Эрин
Тэсса писал(а):  
Угу, то есть снова получается, что этика играет роль ограничителя. Тогда путь Темного-Злого может выглядеть примерно так: хочу свободы -> для этого надо избавиться от внешнего ограничителя -> долой [чужую] этику.  
 
...  И все бы оно так, только ограничитель этот не "внешний" - внутренний. Сам себя скручиваешь в рулон, сам себя расправляешь на коленке, сам себя держишь за горло. У нежно любимого мной Ю.Наумова есть (у него вообще очень много всего есть...) еще и такое: "Волен - выбрать неволю..." А свобода... Она либо есть везде и в любом положении (если она есть В ТЕБЕ), либо она тебе не понадобится, просто нечего с ней будет делать...  
 
Тэсса писал(а):  
"я поступаю в соответствии со своими личными этическими нормами, следовательно, я объективно хороший. При этом я нарушаю чужие этические нормы, следовательно, с точки зрения оппонентов, я плохой, но это проблема оппонентов."  
 
...В том-то вся и штука - не "объективно" - "субъективно". А дальше начинает играть система приоритетов: насколько моя "субъективность" объективна, насколько она выше/лучше вашей; стоит ли мне вообще принимать для себя в расчет хоть чьи-нибудь оценки, и т.п. ("Реальный" критерий отбора - пусть даже и "Не сотвори другому того, что..."Wink  
Отсюда и Н.Козлов с "Синтоном" в частности... У него есть МЕТОД и этот метод РАБОТАЕТ; это все, что я могу о нем сказать. А дальше - "каждый выбирает для себя..."  
 
А позиция "никто никому ничего не должен", чтобы стать чем-то большим, чем очередной шаг на пути борьбы с собственными проблемами и комплексами, должна, пардон за каламбур, иметь одно исключение: самого себя. И здесь уж не знать пощады!  
 
_______________________
Алькор
 
Разумеется, "личная" мораль - личное дело и право каждого. Но личная мораль должна: обеспечить вам выживаемость, как личности; способствовать вашему выживанию как члена общества. (А никуда не деться, не на острове живём!) И если ваша личная мораль слишком сильно конфликтует с общественной, то общество уничтожит вас - как аморального типа.  
Внутренний ограничитель - это прекрасно! А для тех, у кого его нет - работает внешний: "Свобода махать руками заканчивается у носа соседа!"  
И хорошо бы, кабы так! Но... вечно стремящееся подстраховаться общество стремиться и на ваше пространство влезть. Во избежание...    
_____________
Mory
А можно я вернусь к началу темы?  
 
Просто мне кажется, что сама постановка проблемы ДДД - она очень восточная. Причем я не соглашусь с Алькором, что она есть в ЧКА. Там одни НАЗЫВАЮТ себя Добром, а другие Добром являются (понятно, что зеркально относительно Сильма).  
 
Как раз ДДД в чистом виде - это "После Пламени". Там уж настолько отсутствует образ Зла как такового, что Мелькор и Феанор живут полтыщи лет под одной крышей - ведя, извините, войну друг с другом.  
У Олди это много где есть. В "Путь меча", где подробно объясняется логика батинитов и Джамухи; в "Восставших из рая", где Зверь-Книга даже провоцирует героев убить его(ее); в "Баламуте", где боги принимают сторону своих врагов; еще больше - в "Герое, (который) должен быть один" - тот же "переход богов на сторону смертных"  и примирение Крона с Гераклом...  
Госуда-арь, ты где-то писала, что это отличительная черта русского фентези. Напомни, где?  
_________________
Тэсса
Цитата:  
Там уж настолько отсутствует образ Зла как такового, что Мелькор и Феанор живут полтыщи лет под одной крышей - ведя, извините, войну друг с другом.  
 
А вот и нетушки.  Воюют с Мелькором нолдор, а Феанор к тому времени уже не является их правителем, а живет в Ангбанде на положении частного лица. Уж если он с кем и воюет, живя под одной крышей, так это с Сауроном.  
__________________________
Альвдис
от персонажа  
Протестую! Я был мирным!! ЭТо Саурон воевал со мной!!! А я боролся за мир во всем ми... э-э-э, во всем Белерианде, наносил пользу, повергал ласке и ваще всячески причинял добро!  
 
от автора  
Тэсса, поскольку Мори имеет доступ к "устным черновикам" (проще говоря, я ему кое-что из идей проговаривала), то он обобщает еще не написанное. В частности, у меня действительно есть задумка монолога Феанора, где он говорит, что решает судьбы народа нолдор, то есть фактически правит, не являсь правителем формально.  
А в целом МОри, конечно, палку перегибает.  
_____________________
Альвдис
Да, кстати, просили ссылку (возвращаемся, однако, к теме дискуссии!).  
Это статья про "Звезду Запада" с рассуждениями о любви русского фэнтези к примирению непримиримых.  
http://venec.com/alb/ruslit/zz.htm  
Кушайте на здоровье!  
(Статья маленькая  ).  
_______________________-
Алькор
Мори пишет:Цитата:  
Просто мне кажется, что сама постановка проблемы ДДД - она очень восточная. Причем я не соглашусь с Алькором, что она есть в ЧКА. Там одни НАЗЫВАЮТ себя Добром, а другие Добром являются (понятно, что зеркально относительно Сильма).  
 
Вопрос несерьёзный: Мори, а почему - "восточная"?  
 
А насчёт того, что есть и чего нет в ЧКА... Да, понятно, что там есть! Автор была ещё молодой, тема - животрепещущей... и, разумеется, наши всегда правы, а противная сторона - как обычно, противная!    
Но, если убрать личные пристрастия (как автора ЧКА, так и автора первоосновы), вот тогда-то ДДД и проявится!  
Ибо обе концепции не имеют никакого отношения к тому, что принято называть "Абсолютным Злом"...  
 
Вот бы эту кракозябру (Абсолютное Зло, то есть) хоть раз воочию углядеть!!!  
« Изменён в : апреля 30th, 2004, 2:54pm пользователем: tassa » Зарегистрирован
Forum Admin
Гость

Е-мэйл

Re: Алькор. Драка Добра с Добром (копия)
« Ответить #1 В: марта 24th, 2004, 11:27pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Альвдис
_________________________________
Алькор (офф-топ), МОри в СЕти теперь нескоро...  
 
Насчет восточной темы и абсолютного зла. У Олдей в "Мессии" есть сцена расчудесная, где в китайский ад попадают два типа, которых Владыки китайской преисподней зовут Сат-Ананда и Лю Ци Фен.    Так вот, эта парочка себя называет Абсолютным Злом, а даосские правители ада им терпеливо разъясняют, что "начало инь содержит в себе зародыш начала ян", и рекомендует иностранным гостям искать ва своих душах зародыши добра!  
__________________________________
Алькор
Сат-Ананда и Лю Ци Фен... Просто прелес-с-сть!!!  
__________________________
Альвдис
Я китайского не знаю, но знаю санскрит. Так вот, "Сат-Ананда" вполне могЁт быть переложено на русску мову... как "Правда, не имеющая пределов"!    
__________________________
Эрин
Алькору.  
У кого-то из "больших и серьезных" встречалось мне мнение, что Абсолютное Зло - это Ничто, "дырка" в Мироздании. А следовательно любое сущее обладает (должно обладать) зачатками Добра (пусть хотя бы непроросшими или недовытоптанными...) Но точка зрения - сугубо "западная".  
______________________________
Алькор
Эрин, версии сходятся: даже доведение до крайности "Увеличения Энтропии Вселенной" предполагает сжатие, последующий "Большой Взрыв"... и всё с начала!!!
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru