Портал 'Миф'

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
апреля 24th, 2024, 4:35am

Главная Главная Помощь Помощь Поиск Поиск Участники Участники Вход Вход Регистрация Регистрация
Форум портала «Миф» « Русские глазами коренных народов Сибири »

   Форум портала «Миф»
   Научный форум
   Мифология
(Модератор: Mim)
   Русские глазами коренных народов Сибири
« Предыдущая Тема | Следующая Тема »
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать
   Автор  Тема: Русские глазами коренных народов Сибири  (Прочитано 14841 раз)
miniku
Гость

Е-мэйл

Русские глазами коренных народов Сибири
« В: августа 11th, 2008, 10:50am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Откопал на старом жестком диске интересный материал
по этнографической тематике.
Когда-то этот материал был размещен 2004-10-21
в интернет-газете ЯНАО"Ямал-Информ" по адресу
http://www.yanao.ru/2/2004/10/21/2471/
Сейчас его там нет почему-то.

 work
 
 
В традиционных культурах существуют представления о народах-соседях, разделяемых, в зависимости от реальной ситуации, на врагов или союзников, конкурентов или партнеров - обо всех, с кем данный народ вступает в любого рода контакты. В комплекс характеристик представителей иного этноса, включаются, прежде всего, внешние и поведенческие отличия, отмечается своеобразие одежды, хозяйственной деятельности, образа жизни.  
Народы по-разному оценивают и объясняют те или иные исторические события. И с этой точки зрения очень интересно выглядит «портрет» русских в глазах тех, кого сами они в ходе многовекового освоения Сибири называли туземцами, иноверцами и прочими инородцами...  
Вообще к «русским» аборигенное население Ямала относило всех некоренных жителей, появляющихся на Крайнем Севере. Ненцы, например, к «русским» причисляют татар, а с недавнего времени тундровики стали считать «русскими» и представителей так называемых лиц кавказской  национальности, правда, с небольшим «цветовым» уточнением. В переводе с ненецкого азербайджанцы, грузины, армяне и прочие жители Кавказа именуются «черными русскими».  
 
 У северных ханты и манси издревле сложилось деление на фратрии, одна из которых называется Пор (темное, нечистое). Интересно, что ханты  всех некоренных причисляют к именно этой группе, называя их «не местными» или «не чистыми». Объяснение простое. Русская земля или «земля  белого царя» находится на западе, на «темной стороне - там, где заходит солнце». И именно по этой причине «русские» отнесены к Пор как группе,  связанной по происхождению с отрицательной героиней угорского фольклора - Пор нэ (аналог нашей Бабы-Яги).  
 
При характеристике представителей «чужого» народа отмечаются, прежде всего, черты, не соответствующие нормам и стереотипам данного этноса.  
Например, обские аборигены считают тундровых ненцев хорошими оленеводами, в фольклоре они выступают соперниками в борьбе за территории,  оленей и женщин; светлые, с большими глазами зыряне характеризуются, как предприимчивый и хитрый народ.    
 
У лесных ненцев, именующих себя «лесными людьми», собирательная характеристика своего этноса выглядит почти величественно: «доброжелательные, но не терпящие над собой главенства», «в воспитании не подавляется индивидуальность, способность к властвованию»,  «самостоятельность». Положительной оценки заслуживают «собственным огнем живущие люди», то есть имеющие свою собаку, чум, жену, детей,  орудия труда и не зависящие от кого-либо другого.  
 
 В отличие от доброжелательных в быту, но самолюбивых и гордых селькупов и от опытных лесных ненцев, постоянно стремящих к главенству,  напористых тундровых ненцев, - русские характеризуются весьма непоэтично. Они воспринимались, например, лесными ненцам как «капщан»  – «причина, умерщвляющая человека», то есть несущие с собой болезни и смерть. Ненцы считали, что до прихода русских на Север тундра  была «чистой», здесь не было ни холеры, ни чумы, ни кори. В ненецких преданиях распространение эпидемий, уносящих сотни жизней и  появление ранее не известных в тундре болезней, объясняется открытием в Сибири ярмарок, «где много народу - там и болезнь».  
Фольклористы отмечают, что у некоторых пожилых лесных ненцев до сих пор бытует поверье, что если во сне увидишь русского,  то кто-то в семье заболеет или умрет.  
 
Историю аборигены Крайнего Севера условно делят на две категории: сказочная (старая, царская) и советская. В угорском фольклоре  широко представлены, так называемые, «сказки царского времени». Основными героями этих сказок являются русский Царь (Хон),  священник с большим крестом на груди, казаки, купец, часто упоминается также корабль, ярмарка и… водка.  
 
Но исследователи отмечают, что в раннем ненецком фольклоре сюжеты, связанные с русскими, представлены достаточно скудно,  зато в преданиях и песнях, воспроизводящих исторические события конца XIX и особенно начала XX веков, их более чем достаточно.  
Вот, например, краткое изложение российско-советской истории в интерпретации лесного ненца Дянсюта Айваседа:  «Лесные ненцы долго воевали с селькупами, которые часто грабили стойбища, уводя оленей и женщин.  Ненцы собрались вместе и оттеснили врагов на Таз, но пока шла война, в устье Оби русские основали острог.  Тундровые и лесные ненцы, собрав огромное войско, предприняли попытку взятия крепости, но не улыбнулась им удача. Если бы они выбили русских из Обдорского городка, то двинулись бы дальше на Москву. Однако время играло против них.  Тут пришел Ленин, и был он трусом, так как стал с ненцами договариваться. Если бы Ленин был храбрец, то пошел бы войной на ненцев.  Ненцы обещали, как и русскому царю, платить ему ясак».  
 
В преданиях, связанных с периодом установления советской власти в Сибири, раскулачивания зажиточных оленеводов и истребления шаманов,  лесные ненцы из рода Пяк были среди предводителей восстания 1935-36 годов. В легендарных сказаниях о них русские называются «острошапочниками».   В одном из преданий описываются события, очень похожие на реальные: «Пришли острые шапки в тундру, двух из них ненцы убили, а молодую женщину,  что с ними была, с собой увезли. До начальства дошло известие о потерявшихся в тундре русских. Отправили отряд острошапочников.  Пяки всех их из луков поразили, а сами в тундре скрылись. Сын хантыйского богача Кольчу их скрывал, дал потом им свежих оленей,  и сам откаслал. Многих ненцев после этих событий расстреляли и посадили. Из рода Пяков только старые мужики остались».  
 
 Любопытно, но в поздних сказках русские боги оказывались сильнее местных божков. Вот пример такой сказки: «Жена одного из местных  божков, зовет мужа и его брата Ими хилы на Большую Обь на рыбалку, большой рыбы ей захотелось. Бог сам не хочет идти и их не пускает:  «Всегда маленькую рыбу ели». Уехали жена с братом Бога, чум на берегу поставили. Вдруг видят, едут большие лодки с русскими по Оби.  Жена местного духа с русским парнем кокетничает, он ей платки дарит. Сговорились убить мужа и убили. Узнал Ими хилы о гибели брата,  день и ночь плачет. Решил разыскать Ими хилы убийц, наказать их, нашел русского, погнался за ним. Не в силах убежать от ненца русский,  как вдруг с неба железная лестница спустилась, колокольчиками звенит, парень по ней быстро в небо забрался, Ими хилы за ним.  А на небе русский бог: «Зачем русского гоняешь, я его не отдам». Рассказал ему Ими хилы, как все было, отвечает русский бог:  «Раз баба все затеяла, ты ее убей, а русскому парню мизинец отруби».  
 
Но ни в одном сказании или легенде нет свидетельства того, что русский бог сильнее ненецких шаманов. Здесь тундровики сохранили  за своей верой абсолютный приоритет.  
 
Андрей ЛЕБЕДЕВ
(По материалам этнографической литературы)
« Изменён в : августа 11th, 2008, 8:32pm пользователем: alwdis » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Русские глазами коренных народов Сибири
« Ответить #1 В: августа 11th, 2008, 8:33pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо огромное!
Материал, даром что популярный, ОЧЕНЬ полезный и серьезный.
Зарегистрирован
miniku
Гость

Е-мэйл

Re: Русские глазами коренных народов Сибири
« Ответить #2 В: августа 11th, 2008, 9:18pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

в августа 11th, 2008, 8:33pm, Альвдис Н. Рутиэн написал:
Спасибо огромное!
Материал, даром что популярный, ОЧЕНЬ полезный и серьезный.

рад был помочь!
археологические раскопки на жестком диске дали свои результаты и не дали пропасть чьему-то таланту
Smiley
спасибо, что отформатировали мою текстовую небрежность при размещении материала!
« Изменён в : августа 11th, 2008, 9:18pm пользователем: miniku » Зарегистрирован
Альвдис Н. Рутиэн
Гость

Е-мэйл

Re: Русские глазами коренных народов Сибири
« Ответить #3 В: августа 11th, 2008, 9:34pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Грех не отформатировать такой хороший текст!  Cheesy
Зарегистрирован
miniku
Гость

Е-мэйл

Re: Русские глазами коренных народов Сибири
« Ответить #4 В: августа 12th, 2008, 12:08am »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

в августа 11th, 2008, 9:34pm, Альвдис Н. Рутиэн написал:
Грех не отформатировать такой хороший текст!  Cheesy

Smiley
а вот пример современной региональной информационной мифологии аборигенов Севера
http://www.kmns.yanao.ru/
« Изменён в : августа 12th, 2008, 12:13am пользователем: miniku » Зарегистрирован
Aurore
Гость

Е-мэйл

Re: Русские глазами коренных народов Сибири
« Ответить #5 В: августа 15th, 2008, 1:39pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

Спасибо, интересный материал!
Могу я его перепостить к себе в ЖЖ (естественно со ссылкой на источник)?
Зарегистрирован
miniku
Гость

Е-мэйл

Re: Русские глазами коренных народов Сибири
« Ответить #6 В: августа 15th, 2008, 6:34pm »
Цитировать Цитировать Править Править Удалить Удалить

в августа 15th, 2008, 1:39pm, Aurore написал:
Спасибо, интересный материал!
Могу я его перепостить к себе в ЖЖ (естественно со ссылкой на источник)?

Пожалуйста!
Как Вам будет угодно!
Можете здесь запостить ссылку на страницу с этим материалом в своём ЖЖ!
Smiley
Такой вот обмен ссылками получается!
Smiley
К тому же, нашелся оригинал статьи по адресу
http://yamalarchaeology.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&a mp;pageid=104
но я его здесь запощу, если никто не противSmiley
Итак,
Е. В. Перевалова.
 "Русские" в представлениях Обских угров и лесных ненцев

Опубликовано в: Русские старожилы: Материалы III Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири", 11-13 дек. 2000, г. Тобольск. - Тобольск-Омск, 2000. - С. 97-100.  
В традиционных культурах существуют представления о народах-соседях, разделяемых (в зависимости от реальной ситуации) на врагов или союзников, конкурентов или партнеров — обо всех, с кем данный народ вступает в любого рода контакты. В комплекс характеристик представителей иного этноса, включаются, прежде всего, внешние отличия, поведенческие стереотипы, отмечается своеобразие одежды, хозяйственной деятельности, образа жизни. Народы по-разному оценивают и интерпретируют те или иные исторические события. Примечательно с этой точки зрения выглядит «портрет» русских в глазах тех, кого сами они в ходе многовекового освоения Сибири называли «туземцами», «иноверцами», «инородцами» и пр.  
 
К «русским» (хант. — русь/рущ, манс. — руч, лес. нен. — сусса) обские угры и лесные ненцы относили «все цивилизованные народы», т. е. некоренных жителей Сибири. Ненцы, в отличие от обских угров, к «русским» причисляют татар; даже появившиеся недавно в Пуровском районе «лица кавказкой национальности» именуются «русскими черными». Северные ханты и манси, у которых было известно деление на фратрии Пор и Мось, причисляют «русских» к группе Пор (послан) ех/махум, как и прочих пришельцев (т. е. «не местных», «не чистых»). По объяснению северных хантов, «русская земля» или «земля белого царя» находилась на западе, на «темной стороне — там, где заходит солнце», поэтому «русские» отнесены к Пор (послан) ех как группе, связанной по происхождению с отрицательной героиней угорского фольклора — Пор нэ (иногда определяемой как Баба-Яга). В то же время зырян, также пришельцев с запада, они причисляют к Мось ех, поскольку фратрия Мось в большей степени связана с западным миграционным потоком.  
 
При характеристике представителей «чужого» народа отмечаются, прежде всего, черты, не соответствующие нормам и стереотипам данного этноса. Например, обские угры считают тундровых ненцев хорошими оленеводами, в фольклоре они выступают соперниками в борьбе за территории, оленей и женщин; светлые, с огромными глазами зыряне характеризуются, как предприимчивый и хитрый народ, русские.  
 
У лесных ненцев, именующих себя пяхат хасаво (‘лесной человек’) собирательная характеристика своего этноса выглядит следующим образом: «доброжелательные, но не терпящие над собой главенства», «в воспитании не подавляется индивидуальность, способность к властвованию», «самостоятельность». Положительной оценки заслуживают «собственным огнем живущие люди», т. е. имеющие свою собаку, чум, жену, детей, орудия труда и не зависящие от кого-либо другого. Считается позором пойти в батраки, презрение адресуется батракам и капи, пасущим стада богатых оленеводов. В отличие от «доброжелательных в быту, но самолюбивых и воинственных селькупов» и от «опытных оленеводов, постоянно стремящих к главенству, напористых и опять же воинственных тундровых ненцев», русские характеризуются весьма непоэтично. Они воспринимались лесными ненцам как капщан — ‘причина, умерщвляющая человека’, т. е. несущие с собой болезни и смерть. Ненцы считали, что до прихода русских на Север тундра была «чистой», здесь не было ни холеры, ни чумы, ни кори. Они связывают распространение эпидемий, уносящих сотни жизней и появились, ранее не известных в тундре болезни открытием в Сибири ярмарок и торжков, «где много народу — там и болезнь». В одном из ненецких преданий говорится, что «на спине Земли» (Сибирские увалы) в вершине р. Пяку-пур есть «гибельное место» рода Панхой Пяк. По преданию, на р. Пяку-пур, где проходила «народная дорога» на Сургут, приехал парень-толмач и сообщил, что в городе эпидемия оспы, и на ярмарку, чтобы доставить ясак, в этом году ехать нельзя. Однако пяковские князья, опасаясь последствий за не внос ясака, не послушали гонца и отправились на ярмарку. «Оспа свирепствовала. Люди вымирали целыми стойбищами: “покойников некому хоронить было, так в чумах и лежали, росомахи и песцы растаскивали тела умерших. У лесных ненцев до сих пор бытует поверье, что если во сне увидишь русского, то кто-то семье заболеет или умрет.  
 
История делится на мось пораин — сказачное время, катра пораин (ис пораин) — старое время, «царское время», «советское время». В угорском фольклоре широко представлены так называемые русь мось пораин — «русские сказки» или точнее «сказки русского времени». Основными в данных сказках можно назвать лишь несколько объектов: русский Царь (Хон), священник («старейший поп с большим серебряным крестом на груди» [Мифы 1990: 77]), казаки, купец, корабль/пароход, бумага (документ), ярмарка, водка.  
 
У восточных хантов сохранилось несколько преданий о взятии Сибири казаками. Тонья-богатырь — «царь хантов» с р. Малый Юган, защитивший свой городок от 700 казаков, стрелявших из пищалей («одному на плечо ружье кладут, другой целится, а третий поджигает»), неуязвимый герой был наказан Торумом за то, что головы побежденных, выстроенные в три ряда «свалил через урью», а вместо недостающих двух голов поставил головы убитых собак. Казаки пытались договориться с богатырем, предлагая «вместе воевать» [Мифы 1990: 178]. Второй сюжет рассказывает о приходе Ермака на Васюган и встрече с местным богатырем, который, демонстрируя свою силу, «смял пушку» и перепрыгнул через Обь, по заключенному договору: русские и ханты больше не воевали, остяков в армию не брали и «на Васюган Ермак не приходил».  
 
В композиции этих сказок белый царь, пароход появляются лишь в конце.  
 
В сказках появляются домашние животные, в одном из хантыйских мифов о сотворении сам Нум-Торум, наряду с прочими божественными тварями, создает коров и овец [Мифы 1990: 63]. Сами боги нередко величаются эпитетами типа «Желанный Богатырь — Купец Нижнего Света, Купец Верхнего Света», обладающие «дорогим имуществом русского человека, дорогими товарами русского человека», ходящими «по веселой купеческой дороге» [Мифы 1990: 105–106]. Как правило, бумага, ниспосланная Верховным богом (упавшая с неба) герою, содержит указания на те или иные нормы поведения людей, систему запретов и законов. В одном из сказаний «бумага с золотыми ветвями писания» выполняет роль предписания-назначения, согласно которому главный герой в «кукольном веке» становится божеством — «царем с данью весенней белки, царем с данью осенней белки» «на всей священной земле, изогнутой в виде круга», ему самому предназначено «нескончаемую кровавую жертву со стрелы принимать, нескончаемую кровавую жертву с лука принимать» [Мифы 1990: 105–125].  
 
На медвежьих игрищах появляется Микол Торум, с крестом из двух палочек, обмотанных тканью, в руках. Выход его напоминает русскую плясовую. Участники праздника (маски) высмеивают священников и попов, обличая их в жадности, пьянстве и распутстве. В обязательные ритуалы обливания водой на медвежьем празднике встраиваются часто инсценируемые сюжеты русской бани, стирки белья, доение коровы.  
 
Некоторые русские народные сказки обские угры считают своими, так дочь знаменитого в прошлом сказителя Евдокия Ребась с уверенностью утверждала, что сказку «Лягушка-царевна» придумал ее отец, так как лягушка является их родовым духом. Весьма распространенной у южных хантов была техника вышивки шерстяной ниткой по холсту, называемая русь ханч — русский узор в вышивке шерстью по холсту, а на обном из бисерных воротников из фондов ТГИАМЗ узор обозначен как «купола русский церкви».  
 
В фольклоре (в ранних мифах и преданиях) лесных ненцев сюжеты, связанные с русскими, не представлены, за то в преданиях и песнях, воспроизводящих исторические события конца XIX и особенно начала XX вв., их более чем достаточно. В целом российско-советская история в интерпретации лесного ненца О. Дянсюта Айваседа представлена так: «Лесные ненцы долго воевали с капи (селькупами), которые пришли на земли ненцев и часто грабили стойбища, уводя оленей и женщин. Ненцы собрались вместе и оттеснили врагов на Таз, пока шла война с капи, в устье Оби русские основали острог. Тундровые и лесные ненцы, собрав огромное войско, предприняли попытку взятия крепости, но им удача не сопутствовала. Если бы они выбили русских из Обдорского городка, то двинулись бы дальше на Москву. Однако время было упущено. Тут пришел Ленин, вероятно, он был трусом, так как стал с ненцами договариваться (если бы он был храбрецом, то пошел бы войной на ненцев), и ненцы обещали, как и русскому царю, платить ему ясак в Сургут». В преданиях, связанных с периодом установления советской власти в Сибири и «раскулачивания» (30-е гг.). Лесные ненцы из рода Найвахи Пяк Хошемеля и Ылыйкапчу были предводителяли восстания 1935-36 гг., в рассказах о них русские фигурируют как «острошапочники». В одном из преданий описываются реальные события: «Пришли красноармейцы в тундру, одного из них ненцы убили. Другой, отрправившись на его поиски, увидел у костра сидящих ненцев, которые поджаривали на шомполах у костра что-то. Сначала понять не мог, что же это коптится, а затем смекнул. Чтобы он не донес, ненцы убили его, а молодую женщину, что с ними была, с собой увезли. До сургутского начальства дошло известие о потерявшихся в тундре красноармейцах. Отправили отряд острошпапочников. Пяки всех их (30 человек) из луков из-за маскировочных щитов расстреляли, на нарту сбросали, а сами в тундре скрылись. Сын хантыйского богача Кольчу Дюши их скрывал, дал им свежих оленей, а затем и сам откаслал. Многих ненцев после этих событий расстреляли и посадили. Из рода Найвахи только 2-3 мужика осталось».  
 
Хотя известны случаи использования обычных фабричных кукол в качестве божеств. Божество Русь ики (Русский старик) «возил в нартах» А. Аляба (войкарские ханты), с тех пор как увидел во сне, что кукла едет верхом на белом олене. «Одна шаманка поставила куклу в святой угол вместе с другими духами, смотрят, а кукла курит». Новоявленному божеству шилась шапка из пешки и «пальто» из сукна, жертвовались белые рубахи и ткани, папиросы. В поздних сказках русские боги оказывались сильнее местных угорских /божков. В одной из сказок: «Жена одного из местных божков, зовет мужа и его брата Ими хилы на Большую Обь на рыбалку, большой рыбы ей захотелось. Брат и сам не хочет идти и их не пускает: «Всегда маленькую рыбу ели». Уехали, чум на берегу поставили. Едут большие лодки по Оби на гребях, жена местного духа с русским парнем кокетничает, он ей платки дарит. Сговорились убить мужа. Узнал Ими хилы о гибели брата, день и ночь плачет. Осенью русский парень с караваном ушел, сноха спряталась. Решил разыскать Ими хилы наказать убийц, погнался за русским парнем. Убегает от него русский, с неба железная лестница спустилась, колокольчиками звенит, парень по ней в небо забрался, Ими хилы за ним. На небо забрались, там русский бог: «За чем русского гоняешь, я его не отдам». Рассказал ему Ими хилы, как все было, отвечает русский бог: «Раз баба все затеяла, ты ее убей, а русскому парню мизинец отруби». Ненецкие шаманы напротив оказываются сильнее русских богов.  
 
« Изменён в : августа 15th, 2008, 6:45pm пользователем: miniku » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить Ответить Уведомлять Уведомлять Послать Тему Послать Тему Печатать Печатать

« Предыдущая Тема | Следующая Тема »

Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.

Google
 

Подсайты и проекты Миф.Ру:
Epic.Mith.Ru
современное изучение эпоса
Arigato.Mith.Ru
Япония: древняя и современная культура
Caucas.Mith.Ru
наука, культура и природа Северного Кавказа
Museum.Mith.Ru
современная мистическая живопись
День в истории
иллюстрированная летопись культуры и истории

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземноморье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию


Зверики Пейзажи Чудеса природы Живопись fantasy Живопись космистов Летопись культуры Модерн Мир Толкиена Буддийское искусство Национальные культуры Кимоно Рукоделие Улыбнемся!
портал "Миф" (с) 2005-2014

Rambler's Top100 mith.ru