Rambler's Top100

У. НОРМАН БРАУН

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

8. ФУНКЦИИ МИФОЛОГИИ В ИНДИИ

Разделение индийской мифологии на различные типы и подтипы, рассмотренные нами выше, свидетельствует о том, что различными были и функции мифологии. Прежде всего, в мифологии проявилась естественная потребность человека искать объяснений для того, что его окружает: как возникла вселенная и как она функционирует, откуда произошел человек, каковы функции и взаимосвязи отдельных элементов мироздания, солнца, луны, ветра, бурь, засухи, наводнений; в чем причина болезни и что от нее излечивает? В мифологии, следовательно, воплотились первые, простейшие движения индийской научной мысли.

Отсюда непосредственно вытекает и вторая функция мифологии: она служит опорой для метафизического умозрения. В форме мифологических символов нашли выражение древнейшие засвидетельствованные попытки индийцев объяснить вселенную как нечто целое, отыскать всеобщую первопричину. Если люди простые и неискушенные могут считать миф реальностью, то для посвященных он является только символом, отталкиваясь от которого, они переходят в дальнейшем к строгому и логическому анализу. В этом смысле мифология является как бы преддверием философии. Поскольку же в Индии философия и религия никогда не существовали раздельно, но всегда сочетались, имея общую теологическую направленность, то в мифологии отразились и религиозные устремления человека, и прежде всего стремление к обретению счастья в будущем, ином существовании, иначе говоря — к спасению, в какой бы форме оно ни мыслилось.

В-третьих, мифология — в таких, например, формах, как мифы, относящиеся к Раме, или мифология “Махабхараты”,— выполняла функции истории. Для культуры Индии в еще большей степени, нежели для Греции и Китая, характерно то обстоятельство, что мифология здесь является почти единственным способом исторического отражения действительности, известным традиционной литературе.

В-четвертых, мифология открыла возможности для выражения существеннейшей человеческой эмоции: чувства любви. Чувство это объемлет любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между мужчиной и женщиной, любовь бога к человеку и человека к богу. Причисляется сюда даже любовь к животной твари.

В-пятых, индийская мифология описывает в символах процесс постижения человеком собственной природы, обретения им самопознания и самоконтроля (как достиг этого, например, Шива). Мифология возводит в сферу божественного потребность в таком самоконтроле, достигаемом благодаря самоотречению и усилиям духа. Можно сказать, что мифологический символизм использовался индийцами как своего рода психологическая теория.

Мифы, группирующиеся вокруг Махавиры и Будды, иллюстрируют шестую функцию мифологии, состоящую в утверждении беспредельности человеческих возможностей, в проповеди достоинства и ценности человеческой личности.

В-седьмых, мифология имела целью удовлетворение человеческой потребности в назидательном и поучительном. Ее легенды, как в зеркале, отразили надежды людей, их страхи, радости, разочарования, героические порывы и низменные побуждения. Древнейшие из дошедших до нас образцы индийской повествовательной литературы мифологичны. Первые зачатки индийской драмы представлены диалогическими гимнами “Ригведы”. Мифологические темы явились основным содержанием литературы, обусловили структуру сюжетов, привели впоследствии к становлению повествовательной литературы, прямо рассматривавшейся уже как продукт художественного вымысла.

И наконец, мифология выступает как источник вдохновения для создания эстетических ценностей. Ею обусловлено содержание большинства произведений традиционной живописи и скульптуры. Ею вдохновлялись строители величественных храмов.

Иначе говоря, индийцы обрели в мифологии такую форму выражения, которая открыла для них возможность приступить к разысканиям в самых разных сферах, будь то наука, религия, философия, история или, скажем, эротика, концепция любви, психология, наконец, искусство занимательно-дидактического повествования и художественное творчество.

Для нас же, подходящих к объекту извне, знакомство с индийской мифологией может служить первой, наиболее доступной ступенью в изучении культуры этой страны.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(работы на русском языке и монография W. Doniger O'Flaherty включены в список переводчиком)

К разделу 2 (“Процесс творения”)

Ригведа. Избранные гимны. Перевод, комментарий и вступительная статья Т. Я. Елизаренковой. М., 1972.

Norman Brown W. The Creation Myth of the Rig Veda.—“Journal of the American Oriental Society”, vol. 62, 1942, с 85-97.

Keith A. B. Religion and Philosophy of the Veda. Cambridge 1925 (Harvard Oriental Series, vol. 31—-32).

Mасdоnell A. A. Vedic Mythology,— “Grundriss der Indo-Arischen Philologie und Altertumskunde”, Bd 1, H. B. Strassburg, 1897.

К разделам З (“Обожествление „культурного героя"”) и 4 (“Бог есть Любовь”)

Ильин Г. Ф. Старинное индийское сказание о героях древности (Махабхарата). М., 1958.

Лаллу Джи Лал. Прем Сагар. Перевод с хинди, вступительная статья и примечания А. П. Баранникова (Легенды о Кришне, т. I). М.—Л., 1937.

Махабхарата, или сказание о великой битве потомков Бхараты. Литературное изложение Э. Н. Темкина и В. Г. Эрмана. М., 1963.

Махабхарата, 2. Бхагавадгита. Букв. и литерат. перевод, введение и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1960.

Рамаяна. Литературное изложение Э. Н. Темкина и В. Г. Эрмана. М., 1965.

Тулси Дас. Рамаяна или Рамачаритаманаса. Море подвигов Рамы. Перевод с хинди, комментарии и вступительная статья А. П. Баранникова. М.—Л., 1948.

Burnouf E. Le Bhagavata Purana, ou Histoire Poetique de Krichna, I. 1—5. Paris, 1840—1847.

Washburn Hopkins E. Epic Mythology. - “Grundiss”, Bd 1, H. B. Strassburg, 1915. Wilson H. H. The Vishnu Purana. London, 1840.

К разделам 5 и 6 (“Бог—медитирующий аскет” и “Великая Мать”)

Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. Перевод с чешского. М., 1969.

Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

Arthur Avalon (Sir John Woodroffe). Shakti and Shakta. London, 1920.

Bhandarkar R. G. Vaisnavism, Saivism and Minor Religious Systems,—“Grundriss”, Bd 3, Н. 6. Strassburg, 1913.

Norman Brown W. The Saundaryalahari. Cambridge, 1958 (Harvard Oriental Series, vol. 43).

Sir John Marshall. Mohenjo-daro and the Indus Civilisation, vol. 1—3. London, 1931.

Wendy Doniger O'Flaherty. Asceticism and Eroticism in the Mythology of Siva. London, 1973.

К разделу 7 (“Земной наставник в роли „спасителя"”)

Арья Шура. Гирлянда джатак, или Сказания о подвигах боддхисаттвы. Перевод А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. Предисловие и примечания О. Ф. Волковой. М., 1962.

Брихадараньяка упанишада. Перевод, предисловие и комментарии А. Я. Сыркина. М., 1964 (Памятники литературы народов Востока. Переводы. V).

Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.

Дхаммапада. Перевод с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова, М., 1960.

Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. М., 1900.

Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пг., 1919.

Упанишады. Перевод с санскрита, предисловие и комментарии А. Я, Сыркина. М., 1967.

Чхандогья упанишада. Перевод с санскрита, предисловие и комментарии А. Я. Сыркина. М., 1965 (Памятники письменности Востока. VI).

Hermann Jacobi. Gaina Sutras, translated from Prakrit, pt 1. The Akaranga Sutra, the Kalpa Sutra. Oxford, 1884 (“Sacred Books of the East”, vol. 22).

Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. New York. 19,27.

страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100