Rambler's Top100

У. НОРМАН БРАУН

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

5. БОГ — МЕДИТИРУЮЩИЙ АСКЕТ

Среди остатков доисторической хараппской цивилизации, процветавшей в долине Инда в III и II тысячелетиях до н. э. мы встречаемся с изображениями на печатях и керамике человеческой фигуры в характерной позе, которая в более поздние времена имела применение в практике последователей особой системы медитации — йоги. Иногда по сторонам фигуры изображаются адоранты. В одном случае рядом с ней помещены змеи; на двух печатях персонаж изображен троеликим. и на одной из них он окружен различными животными. Эти фигуры обычно интерпретируются как изображения некоего божества, а в 1931 г. покойный сэр Джон Маршалл в своей книге “Мохенджо-Даро и цивилизация долины Инда” указал на черты сходства между ними и отдельными аспектами Шивы согласно концепции этого бога, известной уже в исторические времена. Мы не можем решительно утверждать, что эти фигуры представляют Шиву или даже древнейшую форму одного из сочетавшихся в его образе элементов; результаты поверхностного сопоставления, однако, говорят в пользу такой идентификации, а других предположений, обладающих той же степенью правдоподобия, пока не высказывалось.

Факты, на которые опирается эта идентификация, имеют для нас — если, конечно, привлечение их в данном случае правомерно — немаловажное значение. Из них вытекает, что именно те аспекты образа Шивы, в которых од как-нибудь идентифицируется со змеями, характеризуют его как Пашупати. “Владыку зверей”, в то же время подчеркивая его связь с аскетической практикой, а также с использованием логических поз (асана) и символических жестов пальцев и рук (мудра), относящихся к числу древнейших из характерных для Индии религиозных феноменов. Есть и еще один важный момент. В исторический период почести Шиве на протяжении двух тысяч лет воздавались и воздаются поныне чаще всего перед изображением фаллоса, являющегося его символом, в то время как символом супруги его Парвати служит женский половой орган. Предметы, несомненно представляющие собой фаллические символы, найдены и при раскопках хараппской культуры; в то же время найдены были и предметы, которые можно интерпретировать как символы женского начала, хотя такая идентификация встретила и возражения. Все эти факты ставят нас перед одной из увлекательнейших проблем в истории индийских религий. Можно предполагать, что ее решение прольет свет не только на религию, но и на другие стороны жизни хараппской цивилизации, а также поможет нам уяснить характер связи между этой цивилизацией и более поздней цивилизацией исторической Индии.

Шива, как и Вишну, — божество синкретическое. Целое его образа соткано из множества отдельных нитей. Он тождествен ведическому божеству бури Рудре (ревун). Его называют “Рожденным в горах”, обитель его — Гималаи. Там, на горе Кайласе, живет он вместе со своей женой Парвати, наслаждаясь счастьем идеального супружества. Он выступает как праведный мститель, нетерпимо искореняющий порок в высоких сферах мифологической иерархии; так, он покарал самого бога Брахму за кровосмесительную связь с дочерью. Он именуется также Натараджей, “Владыкой танца”; когда на него напал демон Муйалака, Шива большим пальцем ноги прижал его к земле и переломил ему хребет, а затем, стоя на нем, исполнил космический танец творения, сохранения и разрушения мира. Символические жесты его ног и четырех рук в этом танце, как изображают их индийские скульпторы, представляют различные стадии регулярно повторяющегося цикла. Композиция к целом воплощает один из гениальнейших замыслов в мировой пластике. Шива также животворящий принцип вселенной, представляемый в виде гигантского фаллоса; Брахма и Вишну направились соответственно вверх и вниз по нему, чтобы отыскать его вершину и основание, но их попытки измерить его потерпела неудачу. При конце мирового периода Шива порождает свирепое всепожирающее пламя, в котором вселенная гибнет, с тем чтобы быть сотворенной заново, когда будет на то его воля. Шива и Парвати, его супруга, ведут своего рода кочевую жизнь под открытым небом. Часто вместе с ними изображаются и их дети: Ганеша, бог мудрости и устранитель препятствий, и Картикейя, бог войны и покровитель воров. С Шивой изображается также его ездовое животное, бык Нанди, а с Парвати — ее лев. Они всегда приходят на помощь бедным и несчастным, требуя от них единственно чистоты сердца и преданного почитания. Шива любит бывать в пустынных местах, в пещере, на горной вершине или в месте кремации, где разбросаны полусожженные человеческие останки, где кишат питающиеся падалью шакалы, где бродят умерщвляющие людей ведьмы и демоны. Здесь он предается медитации; при этом его тело вымазано пеплом, а голову венчает шапка отросших, спутанных волос.

В данный момент наше внимание привлекает именно тот аспект образа Шивы, который представляет его в виде медитирующего аскета. Точно так же как археологические памятники древнейшей индийской цивилизации являют нам изображение логической позы, так и древнейшие литературные памятники Индии отражают некоторые представления и практические установки, в более позднюю эпоху ассоциировавшиеся с йогой. В одном гимне “Ригведы” (10.136) говорится о подвижниках (муни), опоясанных ветром, облаченных в испачканные желтые одежды; боги вселились в них, и потому они “следуют путем Ветра”. Подвижник, сказано далее в тексте, летит по воздуху, “созерцая всевозможные формы, этот муни, вдохновленный богами... длинноволосый, испивший яда из одной чаши с Рудрой”. Муни в этом гимне сравнивается с солнцем, и в развитии этого сравнения нам открываются некоторые из способов, посредством которых можно обрести мистический опыт путешествия в мир богов, опыт левитации. Оставив тело, муни духом своим возносится ввысь, находясь под действием некоего “яда”, т. е., очевидно, наркотика. В послеведическую эпоху передки описания того, как Шива употребляет наркотическое питье, изготовленное из конопли. В живописи XVIII века он подчас изображается в кругу семьи, на фоне гималайского пейзажа, принимающим из рук Парвати чашу с этим питьем, которое она только что для него приготовила; потускневшие и закатившиеся глаза Шивы красноречиво свидетельствуют о том, что это уже не первая его доза. О членах аскетических орденов, так называемых садху или йоги, с давних пор идет дурная слава, так как они, с целью стимуляции мистических ощущений, употребляют наркотики. Согласно санскритским текстам, совершенное владение йогой может быть достигнуто только путем ревностного подвижничества, а высшее знание достижимо только посредством йогической практики; поэтому Шива, мастер йоги, стал также идеальным образом подвижника. В знаменитой поэме, называемой “Хвалебная песнь величию Шивы” (“Шивамахимнастава”, стихи 9, 24), он описывается следующим образом:

Могучий бык, палица со знаком мертвой головы, топор, шкура тигра, пепел, змеи
И череп — это, и ничто другое,— главное достояние твое:
Однако если боги обладают каждый своей особой силой, то это ты наделяешь их ею, стоит тебе только двинуть бровью;
Ибо иллюзорность чувственных объектов не обманет того (т. е. Шиву), кто в духе своем обрел блаженство.
Ты забавляешься в местах сожженья трупов, о Губитель Смары (бога любви); пишачи (демоны-пожиратели трупов) — твоя свита;
Ты умащаешь тело пеплом с погребальных костров; в гирлянде твоей нанизаны человеческие черепа;
Пусть облик твой, равно и имя твое — зловещи,
И все же, податель даров, для тех, кто мыслью обращается к тебе, в тебе — залог высочайшей благодати.

Хотя Шива часто наведывается в мрачные места погребения, все же больше всего он любит предаваться медитации в Гималаях. Там он, посвятив себя поискам пути к познанию высшего “я”, медитировал столь усердно и успешно, что одержал победу над собой (свам джитаван). Но так как его “я” тождественно высшему “я”, то он, восторжествовав над собой, тем самым одержал и величайшую из всех побед во все времена.

Надо сказать, что однажды он и сам оказался в роли побежденного, хотя победителю пришлось поплатиться за свою дерзость. Полторы тысячи лет назад великий драматург и поэт Калидаса пересказал эту популярную в его время легенду в своей “Оде на рождение бога войны” (“Кумарасамбхава”).

Однажды мир был потревожен злокозненным демоном, столь могущественным, что совладать с ним не могли даже боги. Им, однако, стало известно, что, если только Шива согласится произвести на свет сына, последний будет достаточно силен, чтобы уничтожить демона. Сначала казалось, что устроить это не удастся; Шива в то время оплакивал супругу свою Сати, которая незадолго перед тем умерла, не перенеся оскорблений, нанесенных Шиве ее отцом. Кроме того. Шива в тот момент пребывал высоко в Гималаях, погруженный в медитацию. Случилось, однако, так, что прекрасная дочь божества Гималаев Парвати, бывшая не кем иным, как новым воплощением Сати, находилась неподалеку от Шивы, предаваясь подвижничеству с целью заполучить его себе в мужья. Поэтому боги поручили устроить все дело Каме (желание), богу любви, именуемому также Смара (память). Кама пустился в путь в сопровождении своей подруги Рати (страсть) и помощника своего Васанты (весна). Едва они достигли Гималаев, льды и снега растаяли, повеяли нежные ветерки, расцвели цветы и вся природа преисполнилась радости жизни. Кама натянул свой лук, сделанный из сахарного тростника, на тетиву, образованную сцепившимися пчелами, наложил стрелу, имеющую наконечником цветок, и стал ждать благоприятного момента. Стоило Шиве на миг ослабить степень своего сосредоточения, и Кама пустил стрелу. Когда она достигла цели, Шива, ощутив ее прикосновение, огляделся вокруг, заметил Каму и испустил из своего третьего глаза свирепое пламя, которым тело бога любви было сожжено дотла — поэтому его и называют часто Бестелесным (Ананга). Но стрела сделала свое дело: Шива бросил взгляд на Парвати. Вскоре состоялась свадьба, а затем у них родился сын по имени Картикейя, или Кумара. В положенный срок демон был им сражен и вселенная спасена.

Секты странствующих аскетов, или садху, посвятивших себя служению Шиве, бродят по всей Индии, осуществляя практику “тапаса”, т. е. подвижничества, которое один выдающийся санскритолог характеризовал обычно как stunt, “подвижничество-трюкачество”, преследующее как религиозные, так и псевдорелигиозные цели; они также обходят священные шиваитские храмы, разбросанные по всему субконтиненту. Одеты они в лохмотья, часто не имеют на себе ничего, кроме набедренной повязки минимальных размеров; их тела вымазаны пеплом, длинные волосы лежат на голове свалявшимися завитками, в проколотых ушах висят большие серьги. Они странствуют, держа в руке посох или трезубец, являющийся эмблемой и оружием Шивы; они торгуют амулетами, уверяют, что могут творить чудеса; иногда сопровождают их и женщины-подвижницы столь же неопрятной наружности. Как ни прискорбно, но репутация у этих подвижников весьма скверная. Они, как правило, невежественны, медитацией занимаются редко, экономически совершенно непроизводительны; им вменяется в вину немало мошенничеств и преступлений. Памятники индийской литературы почти за два тысячелетия только подтверждают эту их характеристику. Некоторые из них могут считаться подлинными странствующими аскетами, но под определение искателей высшего “я”, достигающих контроля над собой посредством медитации, они в подавляющем большинстве своем никак не подходят. Если одни из них искренне привержены подвижничеству и медитации и преследуют подлинно религиозные цели, то другие нередко культивируют йогу в целях низменных, стремясь единственно к приобретению магических способностей, которые, как предполагают, становятся доступными уже на одной из относительно высоких ступеней в процессе достижения совершенства. И конечно, они то и дело оказываются обыкновенными шарлатанами. Однако в глазах народа, как, несомненно, и в их собственных, мифология Шивы остается основополагающей истиной, и в силу этого убеждения аскеты, использующие имя Шивы, наделяются подобающим общественным статусом. Средний индиец может, конечно, иметь сомнения на счет того или иного садху, появившегося на территории общины; но в то же время он чувствует, что у него нет надежного критерия, чтобы отличить честного искателя истины от обманщика. Поэтому он не хочет, не смеет подвергать себя опасности, оскорбляя человека, который, возможно, повелевает сверхъестественными и разрушительными силами. Таково воздействие ореола, окружающего аскетизм и практику йоги; мифы, связанные с ними, входят составной частью в мифологию, концентрирующуюся вокруг величественной фигуры Шивы.

страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкиенисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100


благодарим за помощь "Мифу"

"Не видишь? Мы кууушаем", - такими словами урезонивал джинн барона Мюнхгаузена, который пытался помешать ему пообедать. Рецепты блюд на углях, воплощенные в жизнь, вызовут похожие чувства. И горе тому, что посмеет прервать эту трапезу! Рецепты лучших блюд от шеф-повара предлагаются всем совершенно бесплатно. А если не хотите возиться, приходите в ресторан.