Rambler's Top100

У. НОРМАН БРАУН

4. “БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ”

В образе Кришны, восьмой аватары бога Вишну, слились два несхожих между собой персонажа, различающихся, видимо, и по происхождению. Не вызывает сомнения, что некогда в прошлом оба они воспринимались исключительно как существа человеческой природы. В первом из этих образов Кришна наделяется характером буколического героя, обитающего в лесах у берегов Ямуны (Джамны), близ города Матхуры (Мат-тра). Легенда об этом персонаже широко известна во всех частях Индии. Ее лучшие версии содержатся в десятой главе “Бхагавата-пураны”, сочинения, относящегося, вероятно, к VIII в. н. э., и в более раннем памятнике — “Вишну-пуране”, Другой характер — это Кришна-воитель, каким он выступает в значительно более древнем эпосе “Махабхарата”, где в уста ему вкладывается прославленная эпическая поэма “Бхагавад-Гита” (“Песнь Благого”, или “Песнь Господа”). Легенда, связанная с первым образом, вкратце выглядит так.

Правил в Матхуре нечестивый царь Канса. Он родился от супруги царя Уграсены, но не был его родным сыном: некий демон, приняв облик Уграсены, соблазнил царицу. Канса незаконно захватил трон и правил с таким неслыханным деспотизмом, что Земля, в облике коровы, обратилась с мольбой о помощи к богу Индре. Индра в сопровождении других богов пошел просить содействия у Брахмы. Брахма направил их к Шиве, а Шива — к Вишну, который и обещал, что часть его воплотится в облике Кришны, дабы уничтожить Кансу. Другая часть Вишну, или часть бесконечного змея Шеши, на котором возлежит Вишну и который иногда считается частью его самого, должна была воплотиться в старшем брате Кришны — Балараме, чтобы Кришна имел в нем друга и помощника. Вскоре после этого Кансе было пророчество, что ему суждено погибнуть от руки сына своей двоюродной (или родной) сестры Деваки. Канса повелел уже было убить ее, но супруг Деваки — Васудева убедил его сохранить ей жизнь при условии, что он сам будет предавать всех ее детей в руки Кансы тотчас же по их рождении. Так погибли шесть первых сыновей Деваки. однако седьмой, Баларама, еще в зародышевом состоянии был перенесен в чрево Рохини, жившей в Гокуле. что лежит на другом берегу реки, против Матхуры. Здесь он родился и вырос, не подвергаясь опасности. Васудеву и Деваки Канса держал в тюрьме под усиленной охраной. Восьмым ребенком, зачатым Деваки, был Кришна. Едва родившись, он явил отцу и матери свой облик Изначального Мужа — Адину-руши, темнокожего, в тиаре и ожерелье, украшенного браслетами и имевшего четыре руки, в которых он держал атрибуты Вишну: раковину, диск, жезл и лотос. Все боги пришли поклониться ему. Затем он вычеркнул из памяти родителей это видение, так что они по-прежнему считали его обыкновенным ребенком и опасались его гибели от руки Кансы. Однако Васудеве удалось чудесным образом бежать из тюрьмы и перейти вброд реку Ямуну, которая обмелела, стоило только ножке Кришны коснуться ее вод. С ребенком на руках Васудева пришел в Гокулу и там подменил им новорожденную дочь пастуха Нанды и его жены Яшоды, которые, в свою очередь, чудесным образом начисто позабыли, что у них в действительности родилась девочка.

Далее в биографии Кришны следует множество историй из его детства и отрочества; некоторые из них подчеркивают его сверхъестественные способности, в других отмечается его неотразимое обаяние. К первой категории относятся рассказы о его победах над всевозможными существами, подосланными Кансой, чтобы уничтожить его, или над ревнивыми богами, пытающимися его усмирить. Так, например, Канса послал к нему дьяволицу по имени Путана; она намазала себе грудь ядом, облачилась в пышный наряд, пришла в дом Яшоды, взяла младенца Кришну на руки и стала кормить его грудью. Но Кришна высосал из нее жизнь, и она упала замертво; он же остался невредим. В другой раз Канса послал демона, чтобы тот из засады напал па Кришну, пасущего скот в лесу; Кришна схватил демона за ногу, раскрутил над головой и швырнул на землю с такой силой, что тот разбился насмерть. Другой демон пытался проглотить Кришну, приняв облик огромного журавля, но Кришна тотчас же одолел его. Однажды Кришну вместе с его приятелями-пастухами проглотил огромный змей; тогда Кришна начал расти у него в брюхе, пока змей не лопнул. Шил в Ямуне вредоносный змей по имени Калийя, державший в страхе жителей всей округи до тех пор, пока Кришна не сразился с ним: ухватил его за хвост, раскрутил над головой и, согласно одним источникам, убил его либо, согласно другим, пощадил, снизойдя к просьбе жен змея, при условии, что Калийя вместе с ними покинет Ямуну и поселится в океане. Еще он уничтожил демона по имени Панчаджана и отвоевал у него раковину Панчаджанью, ставшую одним из его атрибутов. Как-то раз бог Брахма похитил коров вместе с пастухами, но Кришна, великий мастер иллюзий, сотворил новых коров и пастухов, ничем не отличавшихся от тех, которые были похищены. Наконец, однажды Кришна померился силами с самим богом дождя Индрой; причиной было то, что Кришна посоветовал пастухам отказаться от почитания Индры. Индра обрушил на землю гигантские потоки дождя, чтобы смыть с ее лица пастухов вместе с их стадами. Тогда Кришна поднял гору Говардхану и удерживал ее на кончике пальца, дав пастухам возможность укрываться под ней от дождя, семь дней и семь ночей, пока Индра не признал превосходство Кришны и не прекратил потоп.

Можно упомянуть и некоторые из эпизодов, показывающих обаяние характера Кришны — ребенка и юноши. Однажды Яшода заметила, что мальчик ест землю. Она побранила Кришну и приказала ему открыть рот, чтобы можно было вычистить из него грязь; но, заглянув в рот ребенку, она увидела там все три мира! Любил Кришна подшучивать над пастушками (гопи), сбивавшими масло; иногда он воровал у них готовое масло и съедал его. Как-то раз Кришну в наказание за шалости привязали к столбу или, по другим источникам, к большой ступке. Кришна потащил ступку за собой, и она наконец застряла между двумя деревьями. Тогда, проявив сверхъестественную силу, Кришна вырвал деревья с корнем, а на их месте явились два прекрасных юноши. То были сыновья бога Куберы; проклятье святого Нарады обратило их в деревья до той поры, пока Кришна не вернет им свободу.

Кришне было пять лет, когда Нанда с Яшодой переселились в лес Вриндавана (иначе — лес Радхи). Здесь по настоянию Кришны родители разрешили ему стать пастухом. Кришна вырос в лесу, не расставаясь со своей флейтой, звуками которой он зачаровывал пастухов, пастушек и даже их коров. Однажды Кришна застал группу пастушек во время купания, украл у них одежды и залез с ними на высокое дерево, так что пастушкам пришлось упрашивать его, прежде чем он вернул им платье. Спустя некоторое время, в месяце Карттика (октябрь— ноябрь), Кришна во исполнение заключенного с ними прежде, при похищении одежд, уговора призвал пастушек явиться к нему для танцев. Пастушки, охваченные страстью к Кришне, покинули своих мужей и пришли к нему. Сначала, поставив пастушек в круг, Кришна исполнил с ними танец, называемый расалила. Затем он покинул их, и пастушки в отчаянии бросились искать его. Наконец он вернулся и снова пустился с ними в пляс; при этом Кришна волшебной силой йоги размножил свой облик, так что каждой из девушек казалось, будто Кришна танцует в паре с ней. Ему же всех милей была Радха, которая считается воплощением Лакшми, супруги Вишну, и именно с ней танцевал Кришна в своем подлинном облике. Любовь Кришны с пастушками (гопи) в особенности его любовь к Радхе, воспеты в лирической поэзии, живописи, скульптуре; существует целый комплекс эротической литературы и даже эротических ритуалов, связанный с этим аспектом мифологии Кришны, Он танцует с гопи, качается с ними на качелях (чаще всего с Радхой), он изображается в их кругу вместе с Камой, богом любви. В их любви с Радхой случаются размолвки, разлуки, но они всегда, в экстатическом порыве, соединяются вновь. Все эти его любовные приключения с пастушками никогда не навлекают на него ревность их мужей, у которых все происходящее не вызывает ни малейших опасений, так как они и сами околдованы чарами Кришны. Даже почтеннейшие дамы Матхуры не в силах противиться его обаянию. Когда Кришна пришел в этот город и просил брахманов накормить его, брахманы отказали ему, но не смогли совладать со своими женами, которые дали Кришне еды и были вознаграждены им за свою щедрость.

Когда настал благоприятный момент, Кришна явился в Матхуру. Там он после ряда приключений умертвил нечестивого царя Кансу и восстановил на престоле Уграсепу. Кришна с братом Баларамой поселились теперь в городе. Впоследствии, когда у Кришны появились новые враги, он построил для жителей Матхуры новый неприступный город Двараку на западном побережье полуострова Катхиавар. И наконец, окончив свою миссию на земле, Кришна и брат его Баларама умерли, воссоединившись с божественной сущностью Вишну и бесконечного змея Шеши.

Характер Кришны в эпической поэме “Махабхарата” совершенно отличен от характера того Кришны, который знаком нам по Гокуле, Вриндавану и Матхуре. “Махабхарата” изображает Кришну главным образом как воителя, могучего бойца, добивающегося цели не только воинским искусством, но и хитростью. Он является почитателем Шивы и другом Арджуны, главнокомандующего Пандавов, представляющих силы добра в битве со своими двоюродными братьями Кауравами, которые представляют зло. Выступая в роли советника Арджуны, Кришна и произносит знаменитую “Бхагавад-Гиту”.

Контекст, в котором является “Бхагавад-Гита”, весьма драматичен. На физическом уровне сцена представляет собой поле надвигающейся битвы. Враждебные войска выстроились уже друг против друга. Арджуна, воплощение воинского идеала, на своей колеснице, управляемой колесничим Кришной, выезжает на полосу ничейной земли, разделяющую обе армии. Отсюда обозревает он стан врагов, которым предстоит смерть от его руки; в их рядах видит он родственников, друзей, своего учителя. Арджуна не в силах совладать со своими чувствами. Все тело его цепенеет, не знающий промаха лук выпадает из руки, рассудок объемлется мраком. Он не испытывает более желания победы, коль за нее придется платить такой дорогой ценой! Власть над миром стала бы для него тогда лишь печальным бременем. Более того, истребив своих родичей, он подорвал бы самые устои общества. Он породил бы тем самым беззаконие, а от беззакония пошла бы развращенность женщин, влекущая за собой смешение каст. Уделом его и его сторонников мог бы быть только ад. Лучше дать противнику убить себя, не оказывая сопротивления. И Арджуна, пав духом, безжизненно распростерся на дне колесницы.

Однако Кришна, которому Арджуна излил свое отчаяние,— не простой колесничий; он — воплощение Вишну. Хоть по рождению он и воин, тем не менее силою обстоятельств ему пришлось воздержаться от непосредственного, с оружием в руках, участия в великой битве. Все же он проявил солидарность с поборниками добра и пошел к Арджуне колесничим, на положении, так сказать, невоюющей, но заинтересованной стороны. Арджуна имеет некоторое, хотя и далеко не полное, представление о высоком происхождении Кришны; поэтому он обрисовывает Кришне сложившуюся ситуацию и просит его о наставлении. Едва ли подозревает он, сколь обстоятельный ответ предстоит ему выслушать. Ибо Кришна в оставшихся семнадцати главах “Бхагавад-Гиты” затрагивает такие темы, как устройство общества, функции отдельных его частей (в том числе и воинской касты кшатрия, к которой принадлежит Арджуна), космогония и космология, психологическая организация человека, природа божества, цель человеческого существования и пути, ведущие к достижению этой цели.

Кришна, которого именуют Высоким, Благим или Возлюбленным (бхагаван), начинает свою проповедь, называемую песнью (гита), непосредственно с ответа на поставленный Арджуной вопрос. Но при этом он, почти в тот же момент, касается и большинства других вышеназванных тем. По сути дела, в любом месте “Гиты”, где только берет он какую-то отдельную тему в качестве отправного пункта, он затрагивает и многие другие темы, ибо все они взаимосвязаны, а “Гита” в целом понимается как сочинение “практического” характера, ставящее целью объяснение всех наиболее важных вопросов жизни и религии.

Кришна говорит Арджуне, что он должен сражаться по долгу кшатрия. Не должна дрогнуть его рука, тем более в битве во имя добра. И напрасно страшится он причинить этим кому-то вред в высшем, истинном смысле; ведь единственная реально существующая часть человеческого существа — это душа, она же едина во всех людях, неуничтожима и, по сути дела непознаваема, разве что для самой себя. Это — монистический идеализм упанишад. В ответ на последующие вопросы Арджуны Кришна переходит к разъяснению смысла жизни, заключающегося в познании Бога. Он возвещает, что сам он Бог, и в кульминационный момент открывается Арджуне во всем своем величии и славе.

Пути к Богу различны. Один путь — путь трудов, требующий от человека безупречного исполнения своего долга, но исполнения без тени корысти, чуждого заинтересованности, т. е. без стремления к чему бы то ни было, кроме самого по себе исполнения обязанности. Другой путь — путь знания, путь поисков и обретения совершенного знания посредством напряженной и сосредоточенной медитации; этот путь чрезвычайно труден, и успешно продвигаться по нему способны лишь редчайшие из людей. Есть, однако, еще один путь, одновременно и легче и предпочтительней: это путь преданной любви (бхакти) к Богу. Всякий, кто ступит на этот путь, удостоится благосклонности Бога; Кришна всегда приблизит искренне ищущего. Следовательно, путем беззаветно преданной любви все люди могут достичь Бога. Им не нужно для этого быть углубленными метафизиками или обладающими железной волей ревнителями долга. Достаточно иметь простое, но верное и любящее сердце. Через сердце свое способен человек обрести совершенное знание, постичь Бога, преодолеть все препятствия на пути к Нему. Таким людям даруется особая привилегия. “Я одинаков ко всем существам,— говорит Кришна,— нет для меня ни ненавистного, ни дорогого; но те, которые поклоняются мне с преданной любовью,— они во мне, и я в них” (“Бхагавад-Гита”, 9.29).

Полностью усвоив учение и признав в Кришне Бога. Арджуна воодушевляется и готовится вступить в битву, в которой его стороне уготована победа. А между тем учение “Бхагавад-Гиты” открыло ему и всему миру, что единение с богом лежит в пределах человеческих возможностей и наилучшим средством достичь бога является преданная любовь к нему, ибо бог и сам есть любовь.

Для обоих персонажей, слившихся в образе Кришны, общей темой является любовь, любовь во всех ее формах, от примитивнейшей до наивысшей. Легенды о детстве Кришны рисуют его милым баловнем судьбы; все добрые люди на свете полны любви к нему, всегда помогают ему в беде, и он, в свою очередь, в трудную минуту готов прийти к ним на помощь. Этот мальчик неистощим на очаровательные выдумки; он окружен любовью и сам расточает любовь, отвечая любящим его взаимностью со всем пылом, какого только можно ожидать от ребенка. Кришна в юности — это герой-любовник, не ведающий поражений и ни в ком не вызывающий ревности. Играя на флейте, танцуя с пастушками, Кришна, окруженный друзьями, ведет жизнь, полную ничем не омрачаемого веселья в сказочной стране, где они вкушают от всех простых жизненных радостей. В образе Кришны Индия воздает божеские почести поре детства и юности. Но этим содержание его образа далеко не исчерпывается. Его отношения с Радхой и любовные забавы со всеми сразу пастушками символизируют отношения между богом и человеческой душой; он выступает и как личный, индивидуальный бог каждого отдельного человека, и в то же время как в действительности единый и неделимый Бог, к которому в конце концов приходят все люди. Эта идея характерна также и для учения “Бхагавад-Гиты”. Все люди разными путями приходят к одной и той же цели; самим по себе фактом поиска им уже уготавливается спасение. Человек, стремящийся к Кришне даже и с враждебными намерениями, может все же удостоиться его милости; так, по некоторым легендам, он принимает врагов, нападавших на него и убитых им, в свое небесное царство. Эта всеобъемлющая любовь и является центральной темой легенды о Кришне. Она заставила миллионы верующих полюбить буколический образ Кришны-пастушка, и она в то же время сделала “Бхагавад-Гиту” любимейшей книгой для миллионов других людей, к числу которых принадлежал и Ганди. Мифология Кришны — это мифология естественного человеческого чувства, сложного в многообразии своих проявлений, однако простого в своей жажде насыщения. Если это чувство находит отзыв и получает удовлетворение, человек достигает предела своих мечтаний по крайней мере так утверждают последователи Кришны.

страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8

Портал "Миф"

Научная страница

Научная библиотека

Художественная библиотека

Сокровищница

"Между"

Творчество Альвдис

"После Пламени"

Форум

Ссылки

Каталоги


Общая мифология

Общий эпос

Славяне

Европа

Финны

Античность

Индия

Кавказ

Средиземно- морье

Африка, Америка

Сибирь

Дальний Восток

Буддизм Тибета

Семья Рерихов

Искусство- ведение

Толкиен и толкинисты

Русская литература

На стыке наук

История через географию

Миф.Ру (с) 2005-2012

Rambler's Top100


благодарим за помощь "Мифу"

Практически всем уже известно, что заваривание чая - это настоящее искусство. Зеленый китайский чай нельзя заваривать кипятком. Зато можно использовать чайный лист несколько раз, доливая горячую воду по мере выпивания этого вкусного и полезного напитка. Главное, чтобы зеленый чай был качественным! Элитные сорта, конечно же, стоят дороже, но на собственном здоровье экономить не стоит. Лучше уж пить простую воду, чем суррогат напитка, о котором в Китае говорят: Чай и чань, местная школа буддизма, одного вкуса.